?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Советская система образования никогда не была лучшей в мире. В 50-е годы по рейтингу ЮНЕСКО она стояла на 3-м месте в мире по уровню и объему знаний своих учеников. К 80-м годам она сползла по этому показателю в третью десятку.

Но этот показатель вовсе не является интегральным. Уровень знаний не есть показатель успешности образования. Важна еще практическая ориентированность знаний. А вот с этим в России было плохо всегда.

По сути, система была ориентирована на подготовку специалистов-рабов, исполнителей. Творческая составляющая допускалась лишь в инженерной сфере. Система преподавания в школе была и остается гимназическая, предметно-поурочная, обучение основам наук. Академические науки втюхиваются детям вместо реально полезных по жизни знаний. Они выходят из школы, имея определенное представление об анатомии червяка или процессе устройства маятника, но не о том, как строить отношения с людьми, защищать свои права, делать свой бизнес, зарабатывать и получать заработанное, адаптироваться в природной и социальной среде. Они выходят, набитые маниловскими иллюзиями вместо реальных представлений о людях и человеческом обществе, и в результате их жизнь превращается в цепь разочарований и поражений.

Я закончил одну из лучших школ в СССР, один из амбициозных проектов советского ВПК, призванный готовить лучшие научные и инженерные кадры для него. Многие мои однокашники-отличники сегодня занимаются всяческой фигней - установкой антенн на домах, ремонтом квартир и т.п. Один даже оператором на заводе. и все это после окончания самых престижных вузов. Их сверхквалификация не дала им никаких преимуществ в жизни - вообще не пригодилась. Другие мои соученики имеют сегодня кафедры в ряде вузов США, Израиля и Европы - но это те, кто уже тогда больше задумывался о жизни, а не о физике (а другие в тех же США и Израиле прозябают на мелких ассистентских должностях, выполняя всю работу за сильно уступающих им по квалификации профессоров).

Вузовская система также даже в лучшие свои времена была совершенно оторвана от жизни. Даже самые лучшие вузы - МФТИ, МВТУ, МГУ, ЛГУ, ЛЭТИ, ЛПИ давали в лучшем случае чисто техническое образование. В то же время в любой цивилизованной стране действует принцип, что инженер есть организатор производства, что он по сути предприниматель, это часть его квалификации. Человек, обладающий ТОЛЬКО инженерно-техническими познаниями, называется техником. Так вот, даже эти вузы готовили просто хороших техников, снабжая их инженерными дипломами. А остальные готовили посредственных техников.

[Нажмите, чтобы прочитать]

Так что советская система образования была ПОРОЧНА ИЗНАЧАЛЬНО, готовя квалифицированных рабов, исполнителей, в принципе не способных к самостоятельной игре, защите своих интересов, реализации собственных проектов вне некой системы, компенсирующей их ублюдочность. Но даже и система, готовившая менеджеров - система ВПШ, давала совершенно недостаточный для самостоятельной жизни уровень знаний об обществе и человеческих отношениях, готовила менеджеров среднего звена, исполнителей, способных работать лишь в системе.

Так что успеха некоторые выпускники этой системы достигали не благодаря, а вопреки ей, в тех случаях, когда природный талант, домашнее воспитание или самообразование снабжали их теми знаниями, которых не давала советская система образования.

Такое образование нельзя назвать высшим по мировым стандартам. Это - профессиональное образование. Высшее же образование включает, помимо профессиональных, знания, которые обеспечивают высокую адаптивность в жизни, гарантируют преимущества в решении жизненных проблем, в освоении новых знаний в меняющемся мире. Ничего этого не давалось.

Высшее образование во всех странах мира дает высокие конкурентные преимущества. В США доходы лиц с высшим образованием в среднем строе превышают доходы лиц без оного. В Европе разница несколько меньше, поскольку социализма больше, но и здесь она более чем вдвое.

Дают ли российские вузы такой эффект? Если нет, то почему даваемое ими образование следует называть высшим?

Деградация последних лет коснулась в первую очередь действительно качественной научно-технической составляющей советского образования. Затронула она и социологическую составляющую - вместо архаичных, но имеющих отношении к реальности истмата и научного коммунизма стали преподавать какую-то беспорядочную смесь еще более архаичных либеральных теорий с мистической фигней типа дугинской геополитики, московской политологии, антисемитизма и т.п. Все это обладает еще меньшей полезностью для адаптации в обществе. правильного понимания происходящего.

Так что российская система образования гарантированно готовит инвалидов умственного труда. Если Путин считает эту систему для себя хорошей - значит, ему нужно общество рабов и госслужащих, изначально несамостоятельных людей, специалистов, каждый из которых, как пояснил еще Козьма Прутков, подобен флюсу: полнота его одностороння.




Подписаться на Telegram канал shel_gilbo
promo shel_gilbo june 28, 02:47 39
Buy for 100 tokens
В августе-сентябре я провожу в Петербурге и Москве серию семинаров на разные темы Первый из них 24-25 августа будет посвящён Алхимии и её взаимоотношениям с современной аналитической наукой. Я расскажу как и почему ошибочное разделение на атомы и молекулы стало тормозом технологического развития,…

Комментарии

retir_ed
28 фев, 2015 12:08 (UTC)
Я с работами Е.В. знаком года этак
с 99-го, ещё с сайта "Модернизация", и помню самое начала проекта ШЭЛ, который он продвигал через рассылку. Рассылка сама по себе была великолепна по содержанию и вправляла мозги в сторону адекватного восприятия реальности, как ни один из множества подобных материалов.
Не попал в школу по нелепой случайности: опасаясь обычного развода лохов на бабки, обратился к Е.В. с просьбой показать кусочек реального материала, который получат курсанты для обучения, и Е.В. такой материал мне любезно выслал. Это была разработка по экономической разведке. Очень приличная, кстати, разработка. Но у меня к этому времени уже была где-то скачана "Своя разведка" Ронина, по объёмам и глубине на порядки её превосходящая. И создалось впечатление, что Е.В. всего лишь собрал вместе/адаптировал материалы из свободного доступа... да ещё и вопросы разведки меня к тому времени перестали интересовать...

В ошибке я убедился (в т.ч. читая его рассылку) в течение ближайшего года-двух и даже рекомендовал поступить некоторым "младшим товарищам". Самому уже не требовалось, не было нужной мотивации: благодаря материалам Е.В. были осознаны и сформулированы цели, задачи, пути и способы достижения, которые сегодня, десять лет спустя, реализованы, за что, воспользуюсь случаем, Евгению Витальевичу отдельный респект и благодарность.
Позднее, через приятеля, который курс ШЭЛ прошёл, получил возможность ознакомиться с материалами. Выяснилось, что это не подборка текстов в тему, а глубоко и методически профессионально продуманный курс обучения адекватному восприятию реальности и, не побоюсь этого слова, жизни в ней.
Конечно, я не специалист, но как человек, проживший "активную" часть жизни и достигший практически всего, что намечал, считаю ШЭЛ лучшим из всех известных мне образовательных проектов.

По существу Вашего поста мне возразить нечего. Вероятно, местами, как и всякого творческого человека, Е.В. слегка заносит :)))
Отмечу только, что всякий его текст, как минимум, заставляет "остановиться - оглянуться", подумать головой - и очень часто к практической пользе.
vovadonya
1 мар, 2015 00:08 (UTC)
Re: Я с работами Е.В. знаком года этак
Нет , ну всё может быть ... в чём-то убудет , а в чём-то прибудет ... но лично у меня и у моих соратников по ходу другое видение ... мы ничего не обливаем и ничего не отрицаем наглухо . вот выдернуть из кучи навоза червяка , на которого можно поймать вполне себе рыбу - это в последнее время непросто ... особенно если куча только увеличивается , а желающих вытащить червяков множится ... Да и не всегда удаётся поймать хорошего червяка , и на хорошего червяка не всегда ловится хорошая рыба ... потому изыскания ЕГ имеют не просто массу изъянов , а массу изъянов таких , которые либо не хочет замечать , либо всё так закостенело , что и так сойдёт . Это легко видно ... Тут за пару лет климат поменялся до неузнаваемости , а человек , поймав струю , меняться не хочет .
retir_ed
1 мар, 2015 13:03 (UTC)
Скорее всего у Е.В. здесь
другие цели, он, похоже, и комменты-то не читает кроме первых, и те по диагонали :)))
cran_berry
1 мар, 2015 13:51 (UTC)
Re: Скорее всего у Е.В. здесь
хуже то, что когда читаешь подобное возникает вопрос - а в тех областях, где я не разбираюсь - не несет ли товарищ Гильбо подобную ахинею?
retir_ed
1 мар, 2015 15:02 (UTC)
Ну... не знаю...
КМК, из оценочно-прогнозного в инете ахинеи процентов этак 99 с хвостиком.

Из этой ахинеи, в течение лет, как-то сами собой выбрались источники более или менее адекватные, что проверяется верностью прогнозов и соответствием вчерашних предположений сегодняшней реальности.
Тем не менее, даже такие приходится фильтровать.
Например, у Е.В. я фильтрую нагнетание драматизма, которое, возможно, требуется ему для привлечения публики на свои семинары.
При том, что из виденных пары записей семинаров масса практически полезных знаний извлекается.
Кажется Бирс говорил, интеллект - это способность принимать правильные решения на основе дефицита информации. Это и привлекает.

ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ

Освоение архива вопросов и ответов по личностному росту гарантирует ежедневное изменение Ваших отношений с реальностью к лучшему.
Август 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Метки

Разработано LiveJournal.com
Дизайн Jamison Wieser