?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Советская система образования никогда не была лучшей в мире. В 50-е годы по рейтингу ЮНЕСКО она стояла на 3-м месте в мире по уровню и объему знаний своих учеников. К 80-м годам она сползла по этому показателю в третью десятку.

Но этот показатель вовсе не является интегральным. Уровень знаний не есть показатель успешности образования. Важна еще практическая ориентированность знаний. А вот с этим в России было плохо всегда.

По сути, система была ориентирована на подготовку специалистов-рабов, исполнителей. Творческая составляющая допускалась лишь в инженерной сфере. Система преподавания в школе была и остается гимназическая, предметно-поурочная, обучение основам наук. Академические науки втюхиваются детям вместо реально полезных по жизни знаний. Они выходят из школы, имея определенное представление об анатомии червяка или процессе устройства маятника, но не о том, как строить отношения с людьми, защищать свои права, делать свой бизнес, зарабатывать и получать заработанное, адаптироваться в природной и социальной среде. Они выходят, набитые маниловскими иллюзиями вместо реальных представлений о людях и человеческом обществе, и в результате их жизнь превращается в цепь разочарований и поражений.

Я закончил одну из лучших школ в СССР, один из амбициозных проектов советского ВПК, призванный готовить лучшие научные и инженерные кадры для него. Многие мои однокашники-отличники сегодня занимаются всяческой фигней - установкой антенн на домах, ремонтом квартир и т.п. Один даже оператором на заводе. и все это после окончания самых престижных вузов. Их сверхквалификация не дала им никаких преимуществ в жизни - вообще не пригодилась. Другие мои соученики имеют сегодня кафедры в ряде вузов США, Израиля и Европы - но это те, кто уже тогда больше задумывался о жизни, а не о физике (а другие в тех же США и Израиле прозябают на мелких ассистентских должностях, выполняя всю работу за сильно уступающих им по квалификации профессоров).

Вузовская система также даже в лучшие свои времена была совершенно оторвана от жизни. Даже самые лучшие вузы - МФТИ, МВТУ, МГУ, ЛГУ, ЛЭТИ, ЛПИ давали в лучшем случае чисто техническое образование. В то же время в любой цивилизованной стране действует принцип, что инженер есть организатор производства, что он по сути предприниматель, это часть его квалификации. Человек, обладающий ТОЛЬКО инженерно-техническими познаниями, называется техником. Так вот, даже эти вузы готовили просто хороших техников, снабжая их инженерными дипломами. А остальные готовили посредственных техников.

[Нажмите, чтобы прочитать]

Так что советская система образования была ПОРОЧНА ИЗНАЧАЛЬНО, готовя квалифицированных рабов, исполнителей, в принципе не способных к самостоятельной игре, защите своих интересов, реализации собственных проектов вне некой системы, компенсирующей их ублюдочность. Но даже и система, готовившая менеджеров - система ВПШ, давала совершенно недостаточный для самостоятельной жизни уровень знаний об обществе и человеческих отношениях, готовила менеджеров среднего звена, исполнителей, способных работать лишь в системе.

Так что успеха некоторые выпускники этой системы достигали не благодаря, а вопреки ей, в тех случаях, когда природный талант, домашнее воспитание или самообразование снабжали их теми знаниями, которых не давала советская система образования.

Такое образование нельзя назвать высшим по мировым стандартам. Это - профессиональное образование. Высшее же образование включает, помимо профессиональных, знания, которые обеспечивают высокую адаптивность в жизни, гарантируют преимущества в решении жизненных проблем, в освоении новых знаний в меняющемся мире. Ничего этого не давалось.

Высшее образование во всех странах мира дает высокие конкурентные преимущества. В США доходы лиц с высшим образованием в среднем строе превышают доходы лиц без оного. В Европе разница несколько меньше, поскольку социализма больше, но и здесь она более чем вдвое.

Дают ли российские вузы такой эффект? Если нет, то почему даваемое ими образование следует называть высшим?

Деградация последних лет коснулась в первую очередь действительно качественной научно-технической составляющей советского образования. Затронула она и социологическую составляющую - вместо архаичных, но имеющих отношении к реальности истмата и научного коммунизма стали преподавать какую-то беспорядочную смесь еще более архаичных либеральных теорий с мистической фигней типа дугинской геополитики, московской политологии, антисемитизма и т.п. Все это обладает еще меньшей полезностью для адаптации в обществе. правильного понимания происходящего.

Так что российская система образования гарантированно готовит инвалидов умственного труда. Если Путин считает эту систему для себя хорошей - значит, ему нужно общество рабов и госслужащих, изначально несамостоятельных людей, специалистов, каждый из которых, как пояснил еще Козьма Прутков, подобен флюсу: полнота его одностороння.




Подписаться на Telegram канал shel_gilbo
promo shel_gilbo june 28, 02:47 39
Buy for 100 tokens
В августе-сентябре я провожу в Петербурге и Москве серию семинаров на разные темы Первый из них 24-25 августа будет посвящён Алхимии и её взаимоотношениям с современной аналитической наукой. Я расскажу как и почему ошибочное разделение на атомы и молекулы стало тормозом технологического развития,…

Комментарии

retir_ed
27 фев, 2015 10:34 (UTC)
 0 WfH >*A +\6"ÒJDaC"6GѕEjǖ-CN8?HN.d
справлялась.

Конечно, она готовила "винтиков".
После года работы на заводе было даже странно наблюдать зачмошивание, подавление, выстраивание етц., основанное на принципе "ты тут вообще никто, неразумное дитяте, обязанное строжайшим образом исполнять правила". Любые отклонения карались вплоть до.
К примеру, из 120 поступивших на 1 курс по моей специальности, диплом получили только 49.
Из "уволенных", имхо, неспособных было не больше трети, остальные просто не желали мириться с ежедневными почти унижениями.
Но!
Система не только давала конкретные знания, которые сами по себе недорого стоят, она учила в первую очередь знания добывать из больших объёмов информации, причём выделять именно то немногое, что нужно здесь и сейчас - и делать это максимально быстро.
Это умение определило всю дальнейшую жизнь.
Кстати, по многочисленным примерам, техникумы именно этого не давали, ребята были подготовлены по технике/технологиям/практической работе гораздо профессиональнее, но почти никогда не могли увидеть вопрос в целом, так сказать "подняться над плоскостью".
И, возможно мне так повезло, но школа жизни и понимания что, почём и куда - тоже была. Правда это всегда было связано с конкретной личностью преподавателя, а многие в те времена были из тех, кто прошёл или, как минимум, застал войну. Вот, к примеру, политэкономию нам читал бывший каперанг, а потом секретарь обкома где-то на целине. Между делом вполне внятно объяснял почему и какое именно Хрущёв есть зло.

Провинциальный вуз, 60-е годы.

Edited at 2015-02-27 10:36 (UTC)
vovadonya
27 фев, 2015 19:23 (UTC)
Re: Ничего не скажу о "порочности" системы, но с задачей о
ну а зачем рассказывать о каких-то фрагментах , часных случаях ??? сдесь речь идёт о сравнении и ущербности советского образования по сравнению .... с непонятно с чем ....
Автору видится , что у советского образования рейтинги падали , что плохо было с ориентацией и тд и тп . По его мнению советская система образования была ПОРОЧНА ИЗНАЧАЛЬНО ... А так же по мнению автора в России всё деградирует и готовятся инвалиды умственного труда ... Насчёт порочности изначально можно спорить до бесконечности , а вот насчёт инвалидов умственного труда ... тут он облажался ... лично я считаю , что инвалиды умственного труда готовятся сейчас везде и особенно на западе ... но опять же не из-за системы образования , а просто потому , что образование получают индивидумы с клиповым мышлением , с зауженными горизонтами сознания ... это уже из сферы окружающей среды . То есть , какие бы качественные знания не подавлись , какие бы методики подачи знаний не использовались ..А если туп как дерево , родишься баобабом , и будешь баобабом тыщу лет пока помрёшь ... нафига вообще об этом рассуждать - это просто смешно ... что не прибавляет автору баллов ...это мягко сказано ...
retir_ed
27 фев, 2015 21:55 (UTC)
Ну... как бы... обобщать и вешать
ярлыки я вообще не считаю полезным занятием.
Мало того, Вы натолкнули на мысль, что и участвовать-то в такого рода обсуждениях смысла нет: просто предмет настолько сложнее наших высказанных обобщений, что сами по себе они почти неинтересны. Как говорил папаша Мюллер, я оперативник, потому мыслю глаголами и существительными: он пришёл, она сказала, он передал...
Я вот не оперативник, но "папашина" мысль нравится до сих пор. Потому и высказал глаголы и существительные. В надежде, что конкретный опыт приблизит любителей обобщать к более точной модели реальности, которая мне тоже интересна.
Что же до уважаемого Е.В., с его оценкой нельзя не согласиться. Система образования, насколько она мне была знакома с примерно середины 50-х до примерно конца 70-х (это пока я в качестве объекта воздействия с ней сталкивался) действительно была совершенно бездарной, особенно с точки зрения системы, как таковой.
Но при этом удивительным образом формировала из части объектов не просто хорошо образованных, но умеющих это образование применить, а, главное, вполне понимающих, куда и зачем, индивидуумов.
Не знаю почему. Как мне сейчас представляется - благодаря некоторым преподавателям, которые, видимо, лучше всех понимали недостатки системы и исправляли их чем-то таким, что в систему и уложить невозможно.
Я вот тут, извините занудство, попытался как-то если не сформулировать, то выразить:
http://retir-ed.livejournal.com/1478.html
vovadonya
28 фев, 2015 06:57 (UTC)
Re: Ну... как бы... обобщать и вешать
Вот видите . В вашем тексте появилось выражение ---удивительным образом . ....Система подготовки пловцов была настолько бездарной , настолько порочной изначально , настолько у неё был плохой рейтинг ,что появилось стойкое впечатление - сдесь готовят потенциальных утопленников . Но каким-то УДИВИТЕЛЬНЫМ ОБРАЗОМ среди учеников этой школы была масса чемпионов от олимпийских и мировых до чемпионов обласных первенств , но самое главное - ни один из учеников не утонул ..... Почти как у Ильфа и Петрова ...
shel_gilbo давно пишет всевозможные комедии , особенно о прошлом . Допускаю , что это такое его личное вИдение , но мне оно кажется смешным и каким-то пресным , ну как бы одинаковым ... такой себе специалист обо всём и ниочем ... Вот и статья про советское образование может служить примером . Вот если взять и заменить выражение -советское образование- на например китайское или британское ну или французское , да любое другое , она тоже будет выглядеть правдиво и так же нелепо ...
retir_ed
28 фев, 2015 12:08 (UTC)
Я с работами Е.В. знаком года этак
с 99-го, ещё с сайта "Модернизация", и помню самое начала проекта ШЭЛ, который он продвигал через рассылку. Рассылка сама по себе была великолепна по содержанию и вправляла мозги в сторону адекватного восприятия реальности, как ни один из множества подобных материалов.
Не попал в школу по нелепой случайности: опасаясь обычного развода лохов на бабки, обратился к Е.В. с просьбой показать кусочек реального материала, который получат курсанты для обучения, и Е.В. такой материал мне любезно выслал. Это была разработка по экономической разведке. Очень приличная, кстати, разработка. Но у меня к этому времени уже была где-то скачана "Своя разведка" Ронина, по объёмам и глубине на порядки её превосходящая. И создалось впечатление, что Е.В. всего лишь собрал вместе/адаптировал материалы из свободного доступа... да ещё и вопросы разведки меня к тому времени перестали интересовать...

В ошибке я убедился (в т.ч. читая его рассылку) в течение ближайшего года-двух и даже рекомендовал поступить некоторым "младшим товарищам". Самому уже не требовалось, не было нужной мотивации: благодаря материалам Е.В. были осознаны и сформулированы цели, задачи, пути и способы достижения, которые сегодня, десять лет спустя, реализованы, за что, воспользуюсь случаем, Евгению Витальевичу отдельный респект и благодарность.
Позднее, через приятеля, который курс ШЭЛ прошёл, получил возможность ознакомиться с материалами. Выяснилось, что это не подборка текстов в тему, а глубоко и методически профессионально продуманный курс обучения адекватному восприятию реальности и, не побоюсь этого слова, жизни в ней.
Конечно, я не специалист, но как человек, проживший "активную" часть жизни и достигший практически всего, что намечал, считаю ШЭЛ лучшим из всех известных мне образовательных проектов.

По существу Вашего поста мне возразить нечего. Вероятно, местами, как и всякого творческого человека, Е.В. слегка заносит :)))
Отмечу только, что всякий его текст, как минимум, заставляет "остановиться - оглянуться", подумать головой - и очень часто к практической пользе.
vovadonya
1 мар, 2015 00:08 (UTC)
Re: Я с работами Е.В. знаком года этак
Нет , ну всё может быть ... в чём-то убудет , а в чём-то прибудет ... но лично у меня и у моих соратников по ходу другое видение ... мы ничего не обливаем и ничего не отрицаем наглухо . вот выдернуть из кучи навоза червяка , на которого можно поймать вполне себе рыбу - это в последнее время непросто ... особенно если куча только увеличивается , а желающих вытащить червяков множится ... Да и не всегда удаётся поймать хорошего червяка , и на хорошего червяка не всегда ловится хорошая рыба ... потому изыскания ЕГ имеют не просто массу изъянов , а массу изъянов таких , которые либо не хочет замечать , либо всё так закостенело , что и так сойдёт . Это легко видно ... Тут за пару лет климат поменялся до неузнаваемости , а человек , поймав струю , меняться не хочет .
retir_ed
1 мар, 2015 13:03 (UTC)
Скорее всего у Е.В. здесь
другие цели, он, похоже, и комменты-то не читает кроме первых, и те по диагонали :)))
cran_berry
1 мар, 2015 13:51 (UTC)
Re: Скорее всего у Е.В. здесь
хуже то, что когда читаешь подобное возникает вопрос - а в тех областях, где я не разбираюсь - не несет ли товарищ Гильбо подобную ахинею?
retir_ed
1 мар, 2015 15:02 (UTC)
Ну... не знаю...
КМК, из оценочно-прогнозного в инете ахинеи процентов этак 99 с хвостиком.

Из этой ахинеи, в течение лет, как-то сами собой выбрались источники более или менее адекватные, что проверяется верностью прогнозов и соответствием вчерашних предположений сегодняшней реальности.
Тем не менее, даже такие приходится фильтровать.
Например, у Е.В. я фильтрую нагнетание драматизма, которое, возможно, требуется ему для привлечения публики на свои семинары.
При том, что из виденных пары записей семинаров масса практически полезных знаний извлекается.
Кажется Бирс говорил, интеллект - это способность принимать правильные решения на основе дефицита информации. Это и привлекает.
cran_berry
28 фев, 2015 16:52 (UTC)
Re: Ничего не скажу о "порочности" системы, но с задачей о
> по сравнению .... с непонятно с чем ....

>>> Именно - вдруг у нас тут инженера на западе все поголовно - "В то же время в любой цивилизованной стране действует принцип, что инженер есть организатор производства, что он по сути предприниматель, это часть его квалификации."

На кого рассчитана эта ахинея - невозможно понять, организаторы - это директора, VP, линейные менеджеры, архитекторы. Их - процентов 10 в любом производстве, все остальные - аналисты, инженеры, манагеры неизвестно чего - ровно такие же винтики и все поголовно с bachelor degree.

ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ

Освоение архива вопросов и ответов по личностному росту гарантирует ежедневное изменение Ваших отношений с реальностью к лучшему.
Август 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Последние материалы:

Метки

Разработано LiveJournal.com
Дизайн Jamison Wieser