?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Советская система образования никогда не была лучшей в мире. В 50-е годы по рейтингу ЮНЕСКО она стояла на 3-м месте в мире по уровню и объему знаний своих учеников. К 80-м годам она сползла по этому показателю в третью десятку.

Но этот показатель вовсе не является интегральным. Уровень знаний не есть показатель успешности образования. Важна еще практическая ориентированность знаний. А вот с этим в России было плохо всегда.

По сути, система была ориентирована на подготовку специалистов-рабов, исполнителей. Творческая составляющая допускалась лишь в инженерной сфере. Система преподавания в школе была и остается гимназическая, предметно-поурочная, обучение основам наук. Академические науки втюхиваются детям вместо реально полезных по жизни знаний. Они выходят из школы, имея определенное представление об анатомии червяка или процессе устройства маятника, но не о том, как строить отношения с людьми, защищать свои права, делать свой бизнес, зарабатывать и получать заработанное, адаптироваться в природной и социальной среде. Они выходят, набитые маниловскими иллюзиями вместо реальных представлений о людях и человеческом обществе, и в результате их жизнь превращается в цепь разочарований и поражений.

Я закончил одну из лучших школ в СССР, один из амбициозных проектов советского ВПК, призванный готовить лучшие научные и инженерные кадры для него. Многие мои однокашники-отличники сегодня занимаются всяческой фигней - установкой антенн на домах, ремонтом квартир и т.п. Один даже оператором на заводе. и все это после окончания самых престижных вузов. Их сверхквалификация не дала им никаких преимуществ в жизни - вообще не пригодилась. Другие мои соученики имеют сегодня кафедры в ряде вузов США, Израиля и Европы - но это те, кто уже тогда больше задумывался о жизни, а не о физике (а другие в тех же США и Израиле прозябают на мелких ассистентских должностях, выполняя всю работу за сильно уступающих им по квалификации профессоров).

Вузовская система также даже в лучшие свои времена была совершенно оторвана от жизни. Даже самые лучшие вузы - МФТИ, МВТУ, МГУ, ЛГУ, ЛЭТИ, ЛПИ давали в лучшем случае чисто техническое образование. В то же время в любой цивилизованной стране действует принцип, что инженер есть организатор производства, что он по сути предприниматель, это часть его квалификации. Человек, обладающий ТОЛЬКО инженерно-техническими познаниями, называется техником. Так вот, даже эти вузы готовили просто хороших техников, снабжая их инженерными дипломами. А остальные готовили посредственных техников.

[Нажмите, чтобы прочитать]

Так что советская система образования была ПОРОЧНА ИЗНАЧАЛЬНО, готовя квалифицированных рабов, исполнителей, в принципе не способных к самостоятельной игре, защите своих интересов, реализации собственных проектов вне некой системы, компенсирующей их ублюдочность. Но даже и система, готовившая менеджеров - система ВПШ, давала совершенно недостаточный для самостоятельной жизни уровень знаний об обществе и человеческих отношениях, готовила менеджеров среднего звена, исполнителей, способных работать лишь в системе.

Так что успеха некоторые выпускники этой системы достигали не благодаря, а вопреки ей, в тех случаях, когда природный талант, домашнее воспитание или самообразование снабжали их теми знаниями, которых не давала советская система образования.

Такое образование нельзя назвать высшим по мировым стандартам. Это - профессиональное образование. Высшее же образование включает, помимо профессиональных, знания, которые обеспечивают высокую адаптивность в жизни, гарантируют преимущества в решении жизненных проблем, в освоении новых знаний в меняющемся мире. Ничего этого не давалось.

Высшее образование во всех странах мира дает высокие конкурентные преимущества. В США доходы лиц с высшим образованием в среднем строе превышают доходы лиц без оного. В Европе разница несколько меньше, поскольку социализма больше, но и здесь она более чем вдвое.

Дают ли российские вузы такой эффект? Если нет, то почему даваемое ими образование следует называть высшим?

Деградация последних лет коснулась в первую очередь действительно качественной научно-технической составляющей советского образования. Затронула она и социологическую составляющую - вместо архаичных, но имеющих отношении к реальности истмата и научного коммунизма стали преподавать какую-то беспорядочную смесь еще более архаичных либеральных теорий с мистической фигней типа дугинской геополитики, московской политологии, антисемитизма и т.п. Все это обладает еще меньшей полезностью для адаптации в обществе. правильного понимания происходящего.

Так что российская система образования гарантированно готовит инвалидов умственного труда. Если Путин считает эту систему для себя хорошей - значит, ему нужно общество рабов и госслужащих, изначально несамостоятельных людей, специалистов, каждый из которых, как пояснил еще Козьма Прутков, подобен флюсу: полнота его одностороння.




Подписаться на Telegram канал shel_gilbo
promo shel_gilbo june 28, 02:47 39
Buy for 100 tokens
В августе-сентябре я провожу в Петербурге и Москве серию семинаров на разные темы Первый из них 24-25 августа будет посвящён Алхимии и её взаимоотношениям с современной аналитической наукой. Я расскажу как и почему ошибочное разделение на атомы и молекулы стало тормозом технологического развития,…

Комментарии

Smawer Freeman
26 фев, 2015 19:35 (UTC)
Re: Слепые о яркости солнца
Знаю не по наслышке как примерно готовился в ВПШ "директорат". Скажу прямо, неплохо "подковывали", правда не во всех ВПШ (ибо их было по Союзу несколько). И, кстати, социальная педагогика и менеджмент тоже преподавалась (не так как принято, но хотя бы пытались). Мой любимый педагог в институте был профессор, член-корреспондент РАН, - бывший "препод" ВПШ.
Что касается доктрины Адама Смита (умеешь загибать булавки - "не лезь в психологию"), то внимательный наблюдатель замечает, что это уже в прошлом.
Если ты желаешь что-то достичь в практической области, принимай правила игры современного мира и не скули, что "это у меня в должностной инструкции не написано" или вот еще: "я имею идеи на миллион, а меня не поняли потому что я не барыга".
kirroil
26 фев, 2015 20:57 (UTC)
Re: Слепые о яркости солнца
про булавки, учитывая пример Ампера, устарело ещё до того как было высказано, а было высказано с сугубо манипулятивными целями.

далее, может быть составите себе труд объяснить мне, почему Миги собираются в России и (преимущественно)из российских деталей, а у Суперджета только шильдик российский? а то у всех в молодости и солнце ярче и трава забористей и девки приветливей.

если вы такая мудрая сова, то может вы мне и поведаете "правила игры современного мира"? или вы только стратегией занимаетесь?

(Анонимно)
27 фев, 2015 05:13 (UTC)
Re: Слепые о яркости солнца
Вообще-то я описывал случай, когда человек САМ не хочет заниматься ничем, кроме булавок. Без всяких запретов со стороны.
kirroil
27 фев, 2015 09:57 (UTC)
Re: Слепые о яркости солнца
"нет крепче стен чем те что в голове", так что человек всегда "сам" и именно с этим работает автор в своей ШЭЛ.
Smawer Freeman
27 фев, 2015 13:45 (UTC)
Re: Слепые о яркости солнца
kirroil,
Гордится достижениями 70-х годов конечно можно. Только я бы начал с князя Олега и Царьграда.
Если серьезно, то меня больше впечатляет достижения в сфере борьбы с нищетой и преступностью. В СССР не победили нищету, а преступность в концлагере всегда была ниже, чем на свободе.
Реалии современного мира нам диктуют универсальность и усвоения значительно большего объема знаний и информации. Для примера мой малолетний сын в свои годы знает больше, чем я в его годы. Это нормально. Мозг растет, если его развивать.
Я не знаю всех ответов. Знаю только одно - ни к чему хорошему нас Ваше светлое прошлое не привело. И скорость деградации это подтверждаент.
kirroil
27 фев, 2015 15:14 (UTC)
Re: Слепые о яркости солнца
откуда вам знать какое у меня было прошлое?
вы что, выкидыш шоу экстрасенсов?
cran_berry
28 фев, 2015 17:02 (UTC)
Re: Слепые о яркости солнца
> В СССР не победили нищету, а преступность в концлагере всегда была ниже, чем на свободе.

>>> О как - в ссср оказывается была нищета и концлагерь. Идиотия на марше

> Для примера мой малолетний сын в свои годы знает больше, чем я в его годы.

>>> Ты был дурачком? Ты не ходил в кружки и секции?

> Мозг растет, если его развивать.

>>> Например компьтерными играми и телеком!

ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ

Освоение архива вопросов и ответов по личностному росту гарантирует ежедневное изменение Ваших отношений с реальностью к лучшему.
Август 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Последние материалы:

Метки

Разработано LiveJournal.com
Дизайн Jamison Wieser