?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Советская система образования никогда не была лучшей в мире. В 50-е годы по рейтингу ЮНЕСКО она стояла на 3-м месте в мире по уровню и объему знаний своих учеников. К 80-м годам она сползла по этому показателю в третью десятку.

Но этот показатель вовсе не является интегральным. Уровень знаний не есть показатель успешности образования. Важна еще практическая ориентированность знаний. А вот с этим в России было плохо всегда.

По сути, система была ориентирована на подготовку специалистов-рабов, исполнителей. Творческая составляющая допускалась лишь в инженерной сфере. Система преподавания в школе была и остается гимназическая, предметно-поурочная, обучение основам наук. Академические науки втюхиваются детям вместо реально полезных по жизни знаний. Они выходят из школы, имея определенное представление об анатомии червяка или процессе устройства маятника, но не о том, как строить отношения с людьми, защищать свои права, делать свой бизнес, зарабатывать и получать заработанное, адаптироваться в природной и социальной среде. Они выходят, набитые маниловскими иллюзиями вместо реальных представлений о людях и человеческом обществе, и в результате их жизнь превращается в цепь разочарований и поражений.

Я закончил одну из лучших школ в СССР, один из амбициозных проектов советского ВПК, призванный готовить лучшие научные и инженерные кадры для него. Многие мои однокашники-отличники сегодня занимаются всяческой фигней - установкой антенн на домах, ремонтом квартир и т.п. Один даже оператором на заводе. и все это после окончания самых престижных вузов. Их сверхквалификация не дала им никаких преимуществ в жизни - вообще не пригодилась. Другие мои соученики имеют сегодня кафедры в ряде вузов США, Израиля и Европы - но это те, кто уже тогда больше задумывался о жизни, а не о физике (а другие в тех же США и Израиле прозябают на мелких ассистентских должностях, выполняя всю работу за сильно уступающих им по квалификации профессоров).

Вузовская система также даже в лучшие свои времена была совершенно оторвана от жизни. Даже самые лучшие вузы - МФТИ, МВТУ, МГУ, ЛГУ, ЛЭТИ, ЛПИ давали в лучшем случае чисто техническое образование. В то же время в любой цивилизованной стране действует принцип, что инженер есть организатор производства, что он по сути предприниматель, это часть его квалификации. Человек, обладающий ТОЛЬКО инженерно-техническими познаниями, называется техником. Так вот, даже эти вузы готовили просто хороших техников, снабжая их инженерными дипломами. А остальные готовили посредственных техников.

[Нажмите, чтобы прочитать]

Так что советская система образования была ПОРОЧНА ИЗНАЧАЛЬНО, готовя квалифицированных рабов, исполнителей, в принципе не способных к самостоятельной игре, защите своих интересов, реализации собственных проектов вне некой системы, компенсирующей их ублюдочность. Но даже и система, готовившая менеджеров - система ВПШ, давала совершенно недостаточный для самостоятельной жизни уровень знаний об обществе и человеческих отношениях, готовила менеджеров среднего звена, исполнителей, способных работать лишь в системе.

Так что успеха некоторые выпускники этой системы достигали не благодаря, а вопреки ей, в тех случаях, когда природный талант, домашнее воспитание или самообразование снабжали их теми знаниями, которых не давала советская система образования.

Такое образование нельзя назвать высшим по мировым стандартам. Это - профессиональное образование. Высшее же образование включает, помимо профессиональных, знания, которые обеспечивают высокую адаптивность в жизни, гарантируют преимущества в решении жизненных проблем, в освоении новых знаний в меняющемся мире. Ничего этого не давалось.

Высшее образование во всех странах мира дает высокие конкурентные преимущества. В США доходы лиц с высшим образованием в среднем строе превышают доходы лиц без оного. В Европе разница несколько меньше, поскольку социализма больше, но и здесь она более чем вдвое.

Дают ли российские вузы такой эффект? Если нет, то почему даваемое ими образование следует называть высшим?

Деградация последних лет коснулась в первую очередь действительно качественной научно-технической составляющей советского образования. Затронула она и социологическую составляющую - вместо архаичных, но имеющих отношении к реальности истмата и научного коммунизма стали преподавать какую-то беспорядочную смесь еще более архаичных либеральных теорий с мистической фигней типа дугинской геополитики, московской политологии, антисемитизма и т.п. Все это обладает еще меньшей полезностью для адаптации в обществе. правильного понимания происходящего.

Так что российская система образования гарантированно готовит инвалидов умственного труда. Если Путин считает эту систему для себя хорошей - значит, ему нужно общество рабов и госслужащих, изначально несамостоятельных людей, специалистов, каждый из которых, как пояснил еще Козьма Прутков, подобен флюсу: полнота его одностороння.




Подписаться на Telegram канал shel_gilbo
promo shel_gilbo june 28, 02:47 39
Buy for 100 tokens
В августе-сентябре я провожу в Петербурге и Москве серию семинаров на разные темы Первый из них 24-25 августа будет посвящён Алхимии и её взаимоотношениям с современной аналитической наукой. Я расскажу как и почему ошибочное разделение на атомы и молекулы стало тормозом технологического развития,…

Комментарии

jiross
26 фев, 2015 12:14 (UTC)
Re: каждому своё
Мудаков с дипломом из Советского Союза тоже хватает. Насмотрелся. И сделал вывод тот же что и автор блога - диплом ВУЗа к успеху имеет слабое отношение.
- Высшее же образование включает, помимо профессиональных, знания, которые обеспечивают высокую адаптивность в жизни, гарантируют преимущества в решении жизненных проблем, в освоении новых знаний в меняющемся мире. Ничего этого не давалось.

Возможно у Вас было иначе , но у меня и у всех кого я знаю (с дипломами времён Союза и РФ) - ничего окромя профессии не давалось! А все кто имеет успех - добывали знания реальной жизни помимо ВУЗа !


Edited at 2015-02-26 12:29 (UTC)
sergei_borodin
26 фев, 2015 12:49 (UTC)
Re: каждому своё
Вы всерьез полагаете, что "знания реальной жизни" можно добыть на ВУЗовской скамье?

Я могу допустить, что в западных "элитных школах" студентов учат полному презрению
к "быдлу", что помогает управлять "недочеловеками", но и это не то же самое, что
"реальная жизнь".

Но Вы же понимаете, что "преимущества в решении жизненных проблем" всегда получаются
за чей-то счет - чудес-то не бывает.
А решать свои проблемы за чужой счет противоречило советским идеологическим установкам.
jiross
26 фев, 2015 13:38 (UTC)
Re: каждому своё
В том-то и беда что в ВУЗах Союза и РФии низзя добыть знаний реальной жизни. Хотя как мы знаем из статьи автора блога - Высшее же образование включает, помимо профессиональных, знания, которые обеспечивают высокую адаптивность в жизни, гарантируют преимущества в решении жизненных проблем, в освоении новых знаний в меняющемся мире. Ничего этого не давалось.

Ничего не знаю о западных школах - не был не участвовал.

Я знаком с двумя типами людей разумеется с Советским Высш.Образ.
- первые кому жизненные установки полученные в Союзе помогли стать банкротом к 2000.
- вторым было пох на все установки и они отжали всё что смогли у первых.

Так что отличало первых от вторых ?





Edited at 2015-02-26 13:51 (UTC)
yeltsin_ist
26 фев, 2015 14:57 (UTC)
Re: каждому своё
В таком случае в царской России образование вообще никуда не годилось: чем образованнее был человек - тем больше у него было шансов загреметь на философский пароход и до конца жизни водить такси в Париже.
cran_berry
28 фев, 2015 17:15 (UTC)
Re: каждому своё
Кстати да - позор российской императорской школе!
chingizyd
26 фев, 2015 17:15 (UTC)
Re: каждому своё
В том-то и беда что в ВУЗах Союза и РФии низзя добыть знаний реальной жизни.
В РФ и просто со знаниями напряг, а в Союзе немного иной был подход. Классикой жанра предполагалась примерно такая последовательность овладевания мастерства: Школа - ПТУ/ФЗУ или технарь - работа чуток или сразу армия - работа по специальности, а дальше как масть ляжет, возможен и ВУЗ. Спрашивается, какого рожна учить жизни такого студента? У меня батька в ВУЗ поступил 26 лет от роду, с техникумом, армией и тремя годами хоть и мелкой, но управленческой деятельности. Так вот, на лекциях он бывало задавал по теме такие вопросы, после которых лектор просил паузу на ответ до следующей лекции. Это я по воспоминаниям его одногруппников сужу. Ну и на кой чёрт ему нужна была в ВУЗе "правда жизни"? И он не один такой был. Почитайте биографию Николая Амосова - загляденье, а не биография. Вспоминал, что когда прифронтовым госпиталем рулил, что очень пригождался ему порой опыт работы начальником смены на электростанции - например, устные приказы формулировать для подчиненных в простой и лаконичной форме.
А у господина Гильбо в некоторых местах проскакивает инфантилизм рафинированного позднесоветского школяра.
cran_berry
28 фев, 2015 17:15 (UTC)
Re: каждому своё
> Ничего не знаю о западных школах - не был не участвовал.

>>> Поясняю - все выглядит ровно также, только уровень образование - чудовищно низкий везде, где нет серьезных денег

> Хотя как мы знаем из статьи автора блога - Высшее же образование включает, помимо профессиональных, знания, которые обеспечивают высокую адаптивность в жизни,

>>> Автор блога пишет эту ахинею в рассчете на идиотов, которые серьезно думают, что детям 18 лет можно затолкать в башку "адаптивность", на деле "знания о реальной жизни" получают в ходе развития карьеры и больше нигде

> гарантируют преимущества в решении жизненных проблем

>>> Преимущества над кем? Над такими же как ты из той же школы? Ты не видишь ли тут противоречия логического?

> Ничего этого не давалось.

>>> То есть про комсомол и профсоюзы ты не слышал даже?

> Я знаком с двумя типами людей разумеется с Советским Высш.Образ.

>>> И никаких других граждан ты не видел и никогда о них не слышал? Крепко тебе мозг засрали, сынок.

ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ

Освоение архива вопросов и ответов по личностному росту гарантирует ежедневное изменение Ваших отношений с реальностью к лучшему.
Август 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Последние материалы:

Метки

Разработано LiveJournal.com
Дизайн Jamison Wieser