shel_gilbo (shel_gilbo) wrote,
shel_gilbo
shel_gilbo

Category:

О высшем образовании в СССР и РФ

Советская система образования никогда не была лучшей в мире. В 50-е годы по рейтингу ЮНЕСКО она стояла на 3-м месте в мире по уровню и объему знаний своих учеников. К 80-м годам она сползла по этому показателю в третью десятку.

Но этот показатель вовсе не является интегральным. Уровень знаний не есть показатель успешности образования. Важна еще практическая ориентированность знаний. А вот с этим в России было плохо всегда.

По сути, система была ориентирована на подготовку специалистов-рабов, исполнителей. Творческая составляющая допускалась лишь в инженерной сфере. Система преподавания в школе была и остается гимназическая, предметно-поурочная, обучение основам наук. Академические науки втюхиваются детям вместо реально полезных по жизни знаний. Они выходят из школы, имея определенное представление об анатомии червяка или процессе устройства маятника, но не о том, как строить отношения с людьми, защищать свои права, делать свой бизнес, зарабатывать и получать заработанное, адаптироваться в природной и социальной среде. Они выходят, набитые маниловскими иллюзиями вместо реальных представлений о людях и человеческом обществе, и в результате их жизнь превращается в цепь разочарований и поражений.

Я закончил одну из лучших школ в СССР, один из амбициозных проектов советского ВПК, призванный готовить лучшие научные и инженерные кадры для него. Многие мои однокашники-отличники сегодня занимаются всяческой фигней - установкой антенн на домах, ремонтом квартир и т.п. Один даже оператором на заводе. и все это после окончания самых престижных вузов. Их сверхквалификация не дала им никаких преимуществ в жизни - вообще не пригодилась. Другие мои соученики имеют сегодня кафедры в ряде вузов США, Израиля и Европы - но это те, кто уже тогда больше задумывался о жизни, а не о физике (а другие в тех же США и Израиле прозябают на мелких ассистентских должностях, выполняя всю работу за сильно уступающих им по квалификации профессоров).

Вузовская система также даже в лучшие свои времена была совершенно оторвана от жизни. Даже самые лучшие вузы - МФТИ, МВТУ, МГУ, ЛГУ, ЛЭТИ, ЛПИ давали в лучшем случае чисто техническое образование. В то же время в любой цивилизованной стране действует принцип, что инженер есть организатор производства, что он по сути предприниматель, это часть его квалификации. Человек, обладающий ТОЛЬКО инженерно-техническими познаниями, называется техником. Так вот, даже эти вузы готовили просто хороших техников, снабжая их инженерными дипломами. А остальные готовили посредственных техников.

[Spoiler (click to open)]

Так что советская система образования была ПОРОЧНА ИЗНАЧАЛЬНО, готовя квалифицированных рабов, исполнителей, в принципе не способных к самостоятельной игре, защите своих интересов, реализации собственных проектов вне некой системы, компенсирующей их ублюдочность. Но даже и система, готовившая менеджеров - система ВПШ, давала совершенно недостаточный для самостоятельной жизни уровень знаний об обществе и человеческих отношениях, готовила менеджеров среднего звена, исполнителей, способных работать лишь в системе.

Так что успеха некоторые выпускники этой системы достигали не благодаря, а вопреки ей, в тех случаях, когда природный талант, домашнее воспитание или самообразование снабжали их теми знаниями, которых не давала советская система образования.

Такое образование нельзя назвать высшим по мировым стандартам. Это - профессиональное образование. Высшее же образование включает, помимо профессиональных, знания, которые обеспечивают высокую адаптивность в жизни, гарантируют преимущества в решении жизненных проблем, в освоении новых знаний в меняющемся мире. Ничего этого не давалось.

Высшее образование во всех странах мира дает высокие конкурентные преимущества. В США доходы лиц с высшим образованием в среднем строе превышают доходы лиц без оного. В Европе разница несколько меньше, поскольку социализма больше, но и здесь она более чем вдвое.

Дают ли российские вузы такой эффект? Если нет, то почему даваемое ими образование следует называть высшим?

Деградация последних лет коснулась в первую очередь действительно качественной научно-технической составляющей советского образования. Затронула она и социологическую составляющую - вместо архаичных, но имеющих отношении к реальности истмата и научного коммунизма стали преподавать какую-то беспорядочную смесь еще более архаичных либеральных теорий с мистической фигней типа дугинской геополитики, московской политологии, антисемитизма и т.п. Все это обладает еще меньшей полезностью для адаптации в обществе. правильного понимания происходящего.

Так что российская система образования гарантированно готовит инвалидов умственного труда. Если Путин считает эту систему для себя хорошей - значит, ему нужно общество рабов и госслужащих, изначально несамостоятельных людей, специалистов, каждый из которых, как пояснил еще Козьма Прутков, подобен флюсу: полнота его одностороння.




Subscribe
promo shel_gilbo november 26, 14:37 10
Buy for 100 tokens
Многочисленные просьбы возобновить мои вебинары заставили задуматься, в какой форме их проводить? В традиционной парадигме проведения вебинаров как платных (и как бесплатных) мероприятий меня многое не устраивает по объективным причинам: форматы устарели. Поэтому необходим новый формат, который бы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 97 comments