?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Советская система образования никогда не была лучшей в мире. В 50-е годы по рейтингу ЮНЕСКО она стояла на 3-м месте в мире по уровню и объему знаний своих учеников. К 80-м годам она сползла по этому показателю в третью десятку.

Но этот показатель вовсе не является интегральным. Уровень знаний не есть показатель успешности образования. Важна еще практическая ориентированность знаний. А вот с этим в России было плохо всегда.

По сути, система была ориентирована на подготовку специалистов-рабов, исполнителей. Творческая составляющая допускалась лишь в инженерной сфере. Система преподавания в школе была и остается гимназическая, предметно-поурочная, обучение основам наук. Академические науки втюхиваются детям вместо реально полезных по жизни знаний. Они выходят из школы, имея определенное представление об анатомии червяка или процессе устройства маятника, но не о том, как строить отношения с людьми, защищать свои права, делать свой бизнес, зарабатывать и получать заработанное, адаптироваться в природной и социальной среде. Они выходят, набитые маниловскими иллюзиями вместо реальных представлений о людях и человеческом обществе, и в результате их жизнь превращается в цепь разочарований и поражений.

Я закончил одну из лучших школ в СССР, один из амбициозных проектов советского ВПК, призванный готовить лучшие научные и инженерные кадры для него. Многие мои однокашники-отличники сегодня занимаются всяческой фигней - установкой антенн на домах, ремонтом квартир и т.п. Один даже оператором на заводе. и все это после окончания самых престижных вузов. Их сверхквалификация не дала им никаких преимуществ в жизни - вообще не пригодилась. Другие мои соученики имеют сегодня кафедры в ряде вузов США, Израиля и Европы - но это те, кто уже тогда больше задумывался о жизни, а не о физике (а другие в тех же США и Израиле прозябают на мелких ассистентских должностях, выполняя всю работу за сильно уступающих им по квалификации профессоров).

Вузовская система также даже в лучшие свои времена была совершенно оторвана от жизни. Даже самые лучшие вузы - МФТИ, МВТУ, МГУ, ЛГУ, ЛЭТИ, ЛПИ давали в лучшем случае чисто техническое образование. В то же время в любой цивилизованной стране действует принцип, что инженер есть организатор производства, что он по сути предприниматель, это часть его квалификации. Человек, обладающий ТОЛЬКО инженерно-техническими познаниями, называется техником. Так вот, даже эти вузы готовили просто хороших техников, снабжая их инженерными дипломами. А остальные готовили посредственных техников.

[Нажмите, чтобы прочитать]

Так что советская система образования была ПОРОЧНА ИЗНАЧАЛЬНО, готовя квалифицированных рабов, исполнителей, в принципе не способных к самостоятельной игре, защите своих интересов, реализации собственных проектов вне некой системы, компенсирующей их ублюдочность. Но даже и система, готовившая менеджеров - система ВПШ, давала совершенно недостаточный для самостоятельной жизни уровень знаний об обществе и человеческих отношениях, готовила менеджеров среднего звена, исполнителей, способных работать лишь в системе.

Так что успеха некоторые выпускники этой системы достигали не благодаря, а вопреки ей, в тех случаях, когда природный талант, домашнее воспитание или самообразование снабжали их теми знаниями, которых не давала советская система образования.

Такое образование нельзя назвать высшим по мировым стандартам. Это - профессиональное образование. Высшее же образование включает, помимо профессиональных, знания, которые обеспечивают высокую адаптивность в жизни, гарантируют преимущества в решении жизненных проблем, в освоении новых знаний в меняющемся мире. Ничего этого не давалось.

Высшее образование во всех странах мира дает высокие конкурентные преимущества. В США доходы лиц с высшим образованием в среднем строе превышают доходы лиц без оного. В Европе разница несколько меньше, поскольку социализма больше, но и здесь она более чем вдвое.

Дают ли российские вузы такой эффект? Если нет, то почему даваемое ими образование следует называть высшим?

Деградация последних лет коснулась в первую очередь действительно качественной научно-технической составляющей советского образования. Затронула она и социологическую составляющую - вместо архаичных, но имеющих отношении к реальности истмата и научного коммунизма стали преподавать какую-то беспорядочную смесь еще более архаичных либеральных теорий с мистической фигней типа дугинской геополитики, московской политологии, антисемитизма и т.п. Все это обладает еще меньшей полезностью для адаптации в обществе. правильного понимания происходящего.

Так что российская система образования гарантированно готовит инвалидов умственного труда. Если Путин считает эту систему для себя хорошей - значит, ему нужно общество рабов и госслужащих, изначально несамостоятельных людей, специалистов, каждый из которых, как пояснил еще Козьма Прутков, подобен флюсу: полнота его одностороння.




Подписаться на Telegram канал shel_gilbo
promo shel_gilbo june 28, 02:47 39
Buy for 100 tokens
В августе-сентябре я провожу в Петербурге и Москве серию семинаров на разные темы Первый из них 24-25 августа будет посвящён Алхимии и её взаимоотношениям с современной аналитической наукой. Я расскажу как и почему ошибочное разделение на атомы и молекулы стало тормозом технологического развития,…

Комментарии

sergei_borodin
26 фев, 2015 03:58 (UTC)
Вы, видимо, упустили из виду, что советская система образования готовила
специалистов для СССР, а не стран Запада.
И ровно по той же причине выпускникам не давали _теоретических_ же знаний о том, "как строить отношения с людьми, защищать свои права, делать свой бизнес...".

Странные какие-то претензии у Вас. Вы считаете, что выпускники ВПШ должны были
соревноваться с секретарями ЦК? ОК, это было б хорошо.
Но странно требовать от системы, чтоб она же готовила б себе могильщиков.

Другое дело, что советская система образования не занималась "garbadge disposal" и потом уже сама система была вынуждена всех этих "специалистов" как-то трудоустраивать.
Я тоже учился в лучшем советском ВУЗе, выпускавшем инженеров электронной техники.
Так вот, мне моих знаний и умений хватило для работы в США, а элементарщина, на которую я сходу указал тамошним спецам даже в голову не приходила.

Капитализьм расставил всё по местам, ага, - из нашей группы работают по специальности только двое, а выпускала ли система рабов я сильно сомневаюсь.
Из хорошеге технического специалиста трудно одновременно сделать раба.
Для этого надо ему с детства ставить красные флажки в сознании: вот досюда думать можно, а дальше уже нельзя.
Рабство - оно в голове, а не в образовании.

Ну и, кстати, я тоже был сторонником мифа о том, "деградация последних лет коснулась в первую очередь действительно качественной научно-технической составляющей советского образования".
Однако же, встречи с молодыми инженерами опровергли это утверждение.
Ну да, встречаются "электронщики", не слышавшие про закон Ома, но лихо соединяющие ножки процессоров.

Так и в наше с Вами время такие были.
apleks
26 фев, 2015 06:26 (UTC)
А Вы сами понимаете закон Ома? ))))))))))))))
Без интернета сможете его написать?

Edited at 2015-02-26 06:46 (UTC)
sergei_borodin
26 фев, 2015 07:24 (UTC)
Это глупый вопрос.
apleks
26 фев, 2015 07:28 (UTC)
Только 9/10 "специалистов" на него ответить не могут, судя по всему Вы из их числа.

Edited at 2015-02-26 07:29 (UTC)
yeltsin_ist
26 фев, 2015 07:48 (UTC)
Хотелось спросить: "вам с преобразованиями Лапласа или без?"

Но троллей не кормят.

Если по сути - я больше согласен с Сергеем Бородиным, пожалуй. Я вообще сомневаюсь, что образование может готовить "рабов" или "не рабов": это звучит штампованно. А с точки зрения ПОТЕНЦИАЛЬНОГО выбора человеком ТВОРЧЕСКОЙ деятельности советская система плохой точно не была: понимание того, чем занимается та или иная отрасль знания, она давала. Хотя, возможно, не учила правильному выбору.

Но нужно сделать одну существенную поправку: большая беда СССР была в отсутствии информации. Хотя бы о том же Западе. И это отсутствие информации во многом сформировало у советских людей, например, мнение о том, что "в западных странах жизнь лучше".

Сегодня - при всех минусах компрадорского режима - школьники могли съездить в те же США по обмену. И увидеть, помимо сверкающих небоскрёбов Нью-Йорка, другую картину: вышвыриваемых из домов за долги, работающих без выходных и продающих одежду, чтобы свести концы с концами...

В общем, на Западе лучше, но далеко не всем. А минусы жизни на чужбине никто не отменял. Вот и нет среди моих знакомых, отучившихся по обмену, сторонников идеи "пора валить".

(Тем смешнее, что Россия закрыла программы по обмену )))

Аналогично со многими другими вопросами. Но они не столько к системе образования, сколько к системе политической, заидеологизированной и зацензуренной ближе к концу существования СССР.

АПД. 10:52. Если уж говорить штампами, то система образования СССР готовила человека творческого, а не тупого исполнителя и потребителя - и именно её конфликт с нуждавшейся в рабах реальностью уничтожил империю

Edited at 2015-02-26 08:00 (UTC)
apleks
26 фев, 2015 09:14 (UTC)
"преобразование Лапласа".... Для трактовки и понимания закона Ома это значения имеет мало. Вы подтвердили, какой Вы "специалист". Собственно это не Ваша вина, а Ваша беда как и большинства выходцев из ВУЗов СССР.
Зашоренность взгляда в установленных границах и не понимание сущности проблемы.
---
В оценке образовательной системы у Вас тот же зашоренный взгляд. Информации в СССР было хоть отбавляй её надо было уметь отсеивать от плевел. Об этом писал и Солженицын.
А отставание системы проявлялось хотя бы в количестве и качестве изобретений, научных работ.
yeltsin_ist
26 фев, 2015 09:51 (UTC)
О нет, объяснять через уравнения Максвелла или на словах я точно не стану. Глупое место для этого.

В высшем образовании - особенно гуманитарном - сказывалась идеология, а на работе - уравниловка, бытовой национализм (у меня дядя пострадал от антисемитизма, а отец - от русофобии) и соответствующая демотивация. Недостатки СИСТЕМЫ, но отнюдь не системы технического образования.
apleks
26 фев, 2015 14:48 (UTC)
То, что я просил как раз просто. Ток силой в один ампер вызывает падение напряжения в один вольт и всё. ))) Всё остальное в электричестве производные и частные случаи. Но для этого надо понимать, а не зубрить. Вот в этом как раз и заключался недостаток образования в СССР там учили помнить, а не думать. Стоило назвать, что то не так как принято в СССР и всё, ответ не засчитывался. Образование была деталью системы инакомыслие категорически не допускалось. Марксизм Ленинизм в общем оч нужная и интереснейшая вещь был выхолощен и превратился в обязаловку.
yeltsin_ist
26 фев, 2015 15:17 (UTC)
То, что вы просили, называется "объясните ребёнку", и о понимании человеком предмета ничего не говорит. Племяннику я так и объяснил, а ваш уровень понимания электроники, как вы сами ниже признались, высоковат для такого примитива.

Вопросы надо чётче задавать, товарищ с несовковым образованием )))
(без темы) - apleks - 26 фев, 2015 15:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - cran_berry - 28 фев, 2015 16:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - cran_berry - 28 фев, 2015 16:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - cran_berry - 28 фев, 2015 16:16 (UTC) - Развернуть
sergei_borodin
26 фев, 2015 09:03 (UTC)
Идите нахуй, придурок.
apleks
26 фев, 2015 09:18 (UTC)
Спасибо за подтверждение совкового образования. ))))))))))
sergei_borodin
26 фев, 2015 09:45 (UTC)
Это вы к тому, что даже у вас есть корочки совецкого ВУЗа?

Ну, то что вы мудак, вы показали первым же своим тупым вопросом,
но мой посыл вас нахуй ваши корки подвердить не может.
vladimirow
26 фев, 2015 15:00 (UTC)
я тоже хотел ответить примерно это-же, но затем подумал что целью поста было не обсуждение а что-то другое
cran_berry
28 фев, 2015 21:27 (UTC)
> Странные какие-то претензии у Вас

>>> Они еще страннее, если обратить внимание на странную претензию к инженерам стать вдруг "организаторами". Гильбо никогда не связан был с производством и технологиями - ни в СССР, ни в Германии, потому не в курсе, что это общая эволюция занятости - инженеры давно уже не организаторы нигде, и в СССР они были таковыми в гораздо большей степени, чем где бы то ни было

> из нашей группы работают по специальности только двое

>>> Это тоже общее место любой современной системы образования - не может вьюноша с горящими глазами в 18 лет знать, чем ему придется по жизни заниматься. Подавляющее большинство граждан зарубежом тоже по специальности не работают

> Ну и, кстати, я тоже был сторонником мифа о том, "деградация последних лет коснулась в первую очередь действительно качественной научно-технической составляющей советского образования".

>>> Согласный. Причем деградация западного образования в технической сфере - поражает воображение, деиндустриализация прошлась по образованию тут катком.

Средняя школа выпускает оболтусов 18 лет, которые редко знают таблицу умножения. Особенно умные - а их вообще мало - в школе моей дочери на 200 детей 14 лет - два-три, отстают в развитии от советской школьной программы на 2-3 года. Потому когда они приходят в университет/колледж - их 2-3 первых года учат примитивной физике и математике, иначе они просто не в состоянии усваивать базовые предметы. Эта динамика - последние 20-25 лет, большинство родителей, которые учились до "реформ" смотрят на это с тихим ужасом...

ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ

Освоение архива вопросов и ответов по личностному росту гарантирует ежедневное изменение Ваших отношений с реальностью к лучшему.
Август 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Последние материалы:

Метки

Разработано LiveJournal.com
Дизайн Jamison Wieser