?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Латынь как улика

Для затравки приведу несколько таблиц из Брокгауза и Евфрона

Недельное распределение уроков в австрийской гимназии по плану 1884 г.:









Предметы








Классы








Всего








I








II








III








IV








V








VI








VII








VIII
Закон Божий 2 2 2 2 2 2 2 2 16
Латинский язык 8 8 6 6 6 6 5 5 50
Греческий язык 5 4 5 5 4 5 28
Отечественный язык 4 4 3 3 3 3 3 3 26
География и история 3 4 8 4 3 4 3 3 27
Математика 3 3 3 (1-е пол.) 3 4 3 3 2 24
Естественная история 2 2 2 (2-е пол.) 2 2 10
Физика 2 3 3 3 11
Философская пропедевтика 2 2 4
Итого 22 23 24 25 25 25 25 25 194


Недельное распределение уроков в прусской гимназии по плану 1882 года:

[Нажмите, чтобы прочитать]









Предметы








Классы








Всего








VI








V








IV








IIIa








IIIb








IIa








IIb








Ia








Ib
Закон Божий 3 2 2 2 2 2 2 2 2 19
Немецкий язык 3 2 2 2 2 2 2 3 3 21
Латинский язык 9 9 9 9 9 8 8 8 8 77
Греческий язык 7 7 7 7 6 6 28
Французский язык 4 5 2 2 2 2 2 2 21
История и география 3 3 4 3 3 3 3 3 3 28
Математика 4 4 4 3 3 4 4 4 4 34
Естественная история 2 2 2 2 2 10
Физика 2 2 2 2 8
Чистописание 2 2 2 6
Итого 28 30 30 30 30 30 30 30 30 268


Недельное распределение уроков в русской гимназии по плану 1890 года:









Предметы








Классы








Всего








Приготовительный








I








II








III








IV








V








VI








VII








VIII
Закон Божий 4 2 2 2 2 2 2 2 2 16
Русский язык с церковнославянским и логика 6 5 4 4 3 3 3 3 4 29
Латинский язык 6 6 5 5 5 5 5 5 42
Греческий язык 4 5 6 6 6 6 33
Математика 6 4 4 3 4 4 4 3 3 29
Физика 2 3 2 7
История 2 2 3 2 2 2 13
География 2 2 2 2 8
Французский язык 3 2 3 3 2 3 3 19
Немецкий язык 3 3 3 3 3 2 2 19
Чистописание, рисование и черчение 6 4 4 2 10
Итого для обучающихся обоим новым языкам 22 23 28 29 29 29 29 29 29 225
Для обучающихся одному французскому 22 23 25 26 26 26 26 27 27 206
Для обучающихся одному немецкому 22 23 25 27 26 26 27 26 26 206



Как видим, ещё в конце XIX века во всех трёх империях в гимназиях преобладают латынь и греческий. Остеррайх игнорирует существование иных языков, как тузменых (коих в Империи было великое множество, так и европейских. Пруссия добавляет в образование язык аристократии - французский. Россия добавляет основы немецкого языка для тех, у кого он не домашний.  Но нигде эти реально полезные по жизни языки не могут сравниться по количеству часов с латынью и греческим.

Поскольку ещё несколько десятилетий назад число помнивших содержание образования в гимназиях было весьма велико, представители того поколения пытались нам объяснить причины, по которым три императора в государственных гимназиях впаривали "мертвящую латынь". Утверждалось, что латынь была... языком науки.

Эта версия проверки не выдерживает, ибо всякий психически здоровый человек может пройти в библиотеку и убедиться, что языком науки весь девятнадцатый век была вовсе не латынь, а немецкий и французский языки. Да и в восемнадцатом веке на латыни не писали уже даже и медицинских трактатов. Да и при всём уважении трёх императоров к науке, она не была столь массовым и государственнообразующим занятием, чтобы школьные программы их величества утверждали из желания думать, будто их страна - академи де сиянс.

А для чего вообще нужны были императорам гимназии? Они готовили чиновников. Для других профессий всегда существовали другие учебные заведения - духовные, военные, певческие, позже реальные и профессиональные. Следственно, учреждая гимназии и определяя им программы, государи исходили из того, что латынь и греческий будут крайне необходимы чиновникам в повседневной работе.

Насколько необходимы? Настолько, насколько количество уделяемых им часов соотносится со всем остальным.

(продолжение следует)
Подписаться на Telegram канал shel_gilbo
promo shel_gilbo июнь 28, 02:47 39
Buy for 100 tokens
В августе-сентябре я провожу в Петербурге и Москве серию семинаров на разные темы Первый из них 24-25 августа будет посвящён Алхимии и её взаимоотношениям с современной аналитической наукой. Я расскажу как и почему ошибочное разделение на атомы и молекулы стало тормозом технологического развития,…

Комментарии

sokol11_22
26 фев, 2015 12:52 (UTC)
Re: а никакой оговорки тут нет?
В чём "нестыковка"?
zepp7_7_7
26 фев, 2015 16:40 (UTC)
Re: а никакой оговорки тут нет?
7 дней по 24 часа дают 168 часов. а по таблице 268 часов. притом учащимся надо есть , спать и много чего ещё делать.
sokol11_22
26 фев, 2015 17:02 (UTC)
Re: а никакой оговорки тут нет?
Так это же сумма всех учебных часов за неделю по всей гимназии - 268 ч.
("Недельное распределение уроков в прусской гимназии по плану 1882 года:").
Столбец "Всего" даёт раскладку этой суммы по предметам, строка "Итого" по классам.
Там допущены арифметические ошибки непринципиального характера, можно пересчитать, но пусть автор это делает! ;-).
Например, сумма часов по греческому по всем классам не 28, а 40 часов, сумма часов в неделю в VI классе не 28, а 26, т.е. по 5 часов в день, в пятницу по 6 и два выходных.
Вполне себе комфортно.
Не то что сейчас 35-40 часов учебной нагрузки у школьников :-).
zepp7_7_7
26 фев, 2015 19:36 (UTC)
Re: а никакой оговорки тут нет?
пардон - тормознул.
(Анонимно)
27 фев, 2015 18:21 (UTC)
Re: а никакой оговорки тут нет?
в допотопное время и количество часов в сутках было иное

ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ

Освоение архива вопросов и ответов по личностному росту гарантирует ежедневное изменение Ваших отношений с реальностью к лучшему.
Август 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Последние материалы:

Метки

Разработано LiveJournal.com
Дизайн Jamison Wieser