shel_gilbo (shel_gilbo) wrote,
shel_gilbo
shel_gilbo

Categories:

Пальцы-кидальцы и время "новых русских"

Хотел бы узнать Ваше мнение о том, как соотносится понятие лидера - той личности, которую воспитывает Ваш клуб, и т.н. кидание "пальцев".

Немного подробней.

В одной из конференций, на которую я подписан, завязалась дискуссия по поводу того, как выглядит поведение человека, при случае и без случая непрерывно утверждающего что то вроде "Я крут. Я это делаю классно, и вон то я делаю еще лучше. И вообще я идеален", и т.д. и т.п.

В завязавшейся дискуссии я стоял на позиции, что основной причиной этого является самоутверждение кидающего "пальцы". И выражал сомнения по поводу правдивости сказанного. Мой оппонент приводил такие аргументы, как то, что (1) это его базовая линия поведения, т.е. он так делает всегда, (2) что я просто не готов воспринять эту новую для меня информацию и общаться на том же уровне, как равный среди равных, (3) что жесткое кидание "пальцев" позволило ему стать лидером (с его слов) в другой конференции (я на нее не подписан).

Мне хотелось бы знать Ваше мнение, как соотносится такое поведение с поведением настоящего лидера, свободной личности? Или это просто особенности воспитания и этот вопрос неуместно соотносить с тем, является ли такой человек лидером или нет?

Заранее Вам благодарен, если Вы найдете возможность ответить.

С уважением, Валерий Пепчук

В нашем курсе объясняется, что выдвижение на лидерскую позицию мало связано с выбранным стилем поведения, а определяется лишь выполнением претендентом так называемой комплементарной функции лидера, то есть функции компенсации неудовлетворенных групповых потребностей. Стиль поведения носит вторичный характер. Часто в лидеры может выдвинуться человек с весьма резким, грубым, неприятным, демонстративным и т.п. стилем поведения, но не этот стиль поведения будет тому причиной - выдвижение произойдет не благодаря, а вопреки ему.

Описанный Вами стиль поведения обычно вызывает отрицательную реакцию партнеров и сам по себе затрудняет выдвижение в лидеры. Он является внешней сверхкоменсацией остро переживаемого в определенном возрасте комплекса неполноценности, самонеприятия, способом подавить собственное самонеприятие за счет демонстративно-вызывающего поведения. В результате носитель этого комплекса начинает имитировать манеру поведения доминантного самца, но в истероидно-демонстративной форме.

[Spoiler (click to open)]

Такой способ поведения характерен для подростков в период осознания потребности в обретении социального статуса. В стае павианов этот статус обретается в результате драк с другими подростками и определении ранга по силе. Соответственно, вызывающее поведение является демонстрацией готовности ко вступлению в такие схватки.

Поскольку социальная организация людей ушла от павианов не так далеко, как думают люди (но не павианы), аналогичное поведение человеческих подростков является не совсем атавизмом. В ряде социальных страт и сейчас социальный статус завоевывается в дворовых драках, в других это происходит в снятой форме, в виде псевдоинтеллектуального соперничества, но по тем же психологическим механизмам.

Поскольку опыт более старших возрастов заставляет их воспринимать такой стиль поведения как свидетельство незрелости, отсутствия социального статуса и уверенности в себе, то в группах с преобладанием более опытных людей такой стиль поведения является существенным препятствием для выдвижения на лидерскую позицию. Исключением может быть группа, где имеет место потребность коллективного ухода от ответственности и активности. В этих условиях комплементарная функция "особо крутого" заключается в готовности принять на себя ответственность. Группа с удовольствием принимает его лидерство, закрыв глаза на "кидание пальцев" в форме "доброго юмора" в общении с внешним наблюдателем и в форме исключения этого вопроса из обсуждения внутри группы.

Длится это до тех пор, пока такая потребность исчезает, или до провала, который надо на кого-то списать. В этом случае "особо крутой" лидер мгновенно преображается в козла отпущения, причем заодно бедняге припоминают всю его крутость.

Обычно такой стиль поведения возникает в 17-20 лет. Европейская культура социализации предусматривает для этого возраста такую форму обретения статуса, как поединки - от средневековых дуэлей а-ля д'Артаньян и драк один-на-один до многочисленных университетских соревнований, диспутов и олимпиад. Согласно теории профессора Зайцева, именно введенный древними эллинами дух соревновательности лег в основу цивилизационных успехов сначала Эллады, а затем Запада. Азиатский стиль социализации предусматривает "обламывание коллективом" с целью уравнивания статуса.

В России XX века социализация подростков проходила в этом возрасте на военной службе. Поначалу большевики ввели в РККА европейский стиль взаимоотношений и высокую соревновательность, это очень сильно подняло деревенскую массу. "Русификация" армии в конце 40-х-начале 50-х (в сталинском понимании "русскости"), борьба со всеми этими "жидовскими штучками", выдвижение командиров из казачества вылилось к середине 70-х в устойчиво регрессивную азиатскую систему социализации, получившую название "дедовщина". Эта система несмотря на более высокое качество призывников резко понизила боеспособность и сыграла крайне негативную роль в обществе, воспитав "опущенное" поколение.

Кидание пальцев как форма проявления "крутости" исторически возникла в середине 80-х в культуре подростков-поклонников группы "Алиса" и распространилась из Петербурга по всему поколению конца 60-х годов рождения. Занимаясь социологией подростковых субкультур, я впервые зафиксировал эту манеру в полевых исследованиях 1984 года, но она скорее всего имела место и раньше.

К концу 80-х возник серьезный спрос на недостаточно зрелых молодых людей, переваливших за 20, но сохранивших достаточную инфантильность для безоглядного риска. Это было связано с неготовностью правящей элиты, и номенклатуры, и теневиков, и криминалитета, к перегруппировке в связи с неожиданным обвалом социальной структуры. Срочно и крайне остро нужны были кадры, рисковые и достаточно при этом глупые, чтобы быть при такой рисковости хоть как-то управляемыми.

Эта работа весьма высоко оплачивалась (плата за риск), а неспособность этих ребят к рациональной трате денег порождала крайнее мотовство, которое создавало впечатления наличия неисчерпаемых финансовых ресурсов (хотя на самом деле у них редко были деньги для крупных покупок, а часто они даже и голодали, "подсев" между крупными получками). Эти ребята стали прообразом для архетипа "нового русского", ставшего основой русской карнавальной культуры конца XX века.

Поскольку реальная элита в эти годы не светилась, а эти ребята были на виду, то следующее поколение, подросшее в 90-е, приняло их за новую элиту и стало подражать их манерам поведения, считая их признаком богатства и социального статуса. Так растопыренные пальцы пролетарских подростков Ленинграда 80-х парадоксальным образом стали для следующего поколения россиян символом буржуазной респектабельности и высокого статуса.

К концу 90-х эти ребята покинули подлунный мир, так как уровень риска дел, на которые их пользовали, был запредельно высок и значительно превышал размер полученной ими оплаты за него. Они сыграли роль "расходного материала". Из деловых этого поколения выжили ребята более умные и серьезные, но они изначально не принимали "новорусскую" манеру поведения, памятуя ее пролетарское происхождение.

Исключение составляют стрельцы (по гороскопу). Эта порода всегда склонна интуитивно усваивать и имитировать групповые символические ценности и нормы, чтобы использовать их к своей пользе как манипулятивный инструмент. Они всегда оказываются носителями групповых норм и ритуалов, в душе относясь к ним с юмором. Поэтому умные стрельцы косили под "новых русских" и по инерции сохранили эту манеру, пережив их. Впрочем, и они уже потихоньку ее бросают, адаптируясь к манере поведения, принятой в тех социальных группах, где они обращаются сейчас. Иногда они воспроизводят еще ушедшую манеру своей молодости, но уже в постмодернистско-юморном ключе, как дань традиции - ведь стрельцы крайне традиционны. Спустя двадцать лет они еще раз разыграют эту манеру - как ретро и ностальгию.

Subscribe
promo shel_gilbo november 26, 14:37 11
Buy for 100 tokens
Многочисленные просьбы возобновить мои вебинары заставили задуматься, в какой форме их проводить? В традиционной парадигме проведения вебинаров как платных (и как бесплатных) мероприятий меня многое не устраивает по объективным причинам: форматы устарели. Поэтому необходим новый формат, который бы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments