shel_gilbo (shel_gilbo) wrote,
shel_gilbo
shel_gilbo

Category:

Предложения по организации Управления по контролю за денежным обращением

Предложения по организации Управления по контролю за денежным обращением в составе Федерального Собрания (Государственной Думы) Российской Федерации


1. Необходимость организации УКДО.

В настоящее время в Российской Федерации практически отсутствует система реального контроля за денежным обращением. Практически неизвестны реальные объемы эмиссии, реальные схемы прохождения денег. Данное обстоятельство сильно сужает возможности Верховной власти по воздействию на ситуацию в стране.
В частности, существующая система денежного обращения, сложившаяся в 90е годы, несовместима с принятой ЦБР системой отчетности. В результате ЦБР имеет возможность проводить тайную эмиссию. При этом часть эмитируемых денег проводится по активам, часть - по пассивам, и в результате при подведении баланса эти суммы сокращаются и отчетная сумма эмиссии (агрегат М3) расходится с реальным объемом эмиссии на несколько триллионов.
Это обстоятельство позволяет совершенно безконтрольно и без участия государственных органов осуществлять льготное кредитование или просто передачу средств определенным коммерческим структурам. Таким образом возникает мощнейший рычаг власти, находящийся вне легальных государственных структур.
В то же время указанное обстоятельство ведет к резкому ускорению инфляции. Известно, что индекс цен растет значительно быстрее эмиссии. Это обстоятельство аналитики списывают на увеличение скорости денег, что в условиях спада производства предполагать достаточно фантастично.
Часть указанных фактов была передана в ВС РФ непосредственно перед отчетом Геращенко в июле 1993 года в качестве теста. Реакция Геращенко была на редкость нервной, в том числе вплоть до угрозы отставкой. После этого за закрытыми дверями шли интенсивные переговоры Геращенко с Хасбулатовым, закончившиеся соглашением замять вопрос в обмен на ряд уступок последнему со стороны ЦБР.
В дальнейшем при изъятии купюр устаревшего образца оказалось, что количество изъятых купюр, несмотря на немотивированные количественные ограничения их принятия, на 80% превысило официально эмитированное. Каким-то образом ЦБР удалось замять намечавшийся по этому поводу скандал.
Эти и другие факты показывают, что реальные объемы как наличной, так и особенно безналичной эмиссии резко превышают отчетные. Указанные триллионные суммы направляются прежде всего на операции, связанные с приватизацией (как показывает анализ рынка).
Кроме того, существующая схема обращения уже эмитированных денег позволяет финансовым институтам безбожно эксплуатировать чужие средства, превращая их практически в беспроцентные кредиты для себя. Это приводит к "задержкам" прохождения денег, фактически являющимся просто их использованием не по назначению на определенный период времени.
Такая ситуация является не только стимулятором спада производства, но и главным фактором инфляции, а также фактором сокращения бюджетных доходов. При этом она является средством обогащения определенных структур и мощным рычагом власти, находящимся вне пределов власти легальной.
Кроме того, существующая схема финансирования бюджета фактически ставит регионы в более выгодное положение по сравнению с центральной властью и стимулирует усиление самостоятельности первых засчет ослабления влияния последней. Существующие потоки прохождения бюджетных денег неоптимально организованы, что усиливает инфляцию и стимулирует злоупотребления (особенно развивишиеся в системе Советом и выразившиеся в осуществлении льготного кредитования коммерческих структур засчет бюджетных средств).
Такая ситуация означает, что на сегодняшний день законодательная и исполнительная власть России устранена от мощнейших рычагов власти и контролирует только часть финансов государства. Очевидно, что без овладения указанными рычагами невозможно укрепление этой власти.
Попытки наладить контроль в данной области в течение всего 1993 года предпринимались со стороны министерства финансов. Однако, по объективным причинам, а также по причине слабой информированности данного органа о реальном положении с денежным обращением и отсутсвии специалистов узкоспециального профиля по контролю за этим обращением, минфину не удалось даже подступиться к расследованию реальной ситуации, что явно сузило его возможности в управлении финансовой ситуацией в стране.
Таким образом, без создания специального органа для контроля денежного обращения в России невозможно овладение весьма мощными рычагами власти в российском государстве. Аналогичные контрольные инстанции существуют во всех западных странах, в т.ч. в США.
Специфика ситуации в России заключается в том, что в силу особой важности самой проблемы статус этой контрольной инстанции должен быть выше, чем в США.


2. Форма организации УКДО.


Управление по контролю за денежным обращением в России предлагается организовать в рамках Федерального собрания (Государственной Думы), которое нуждается сегодня в налаживании серьезного контроля за финансовой ситуацией и в овладении рычагами финансовой власти.

В задачи УКДО должны войти:
- контроль за эмиссией наличных денег,
- контроль за кредитной эмиссией,
- контроль за состоянием финансовой дисциплины,
- контроль за состоянием налоговой службы (только в рамках собственной инициативы),
- контроль за состоянием таможенного дела,
- контроль за исполнением бюджета (только в рамках специальных вопросов),
- контроль за состоянием наличного обращения,
- контроль за положением национальной валюты и обращением иностранных валют в государстве.
- выработка предложений по реформе денежного обращения, банковской системы, бюджета, финансовой дисциплины.

УКДО должно контролировать данные вопросы не в целом, а только в объеме, необходимом для выполнения его главной функции - контроля и оптимизации системы денежного обращения в России.
УКДО в связи со спецификой его функций должно обладать следственными полномочиями и иметь в своем составе специального прокурора.

УКДО должно обладать правами:
- устанавливать формы отчетности и проводить эту отчетность через посредство соответствующих государственных органов.
- проводить следственные действия в пределах своей компетенции в рамках УПК РФ с привлечением для этой цели соответствующих органов,
- публиковать экспертные заключения о состоянии денежного обращения и функционировании финансовых институтов,
- представлять Федеральному Собранию предложения по упорядочению денежного обращения в Российской Федерации,
- информировать депутатов Федерального Собрания обо всех изменениях в состоянии денежного обращения, признанных им важными и существенными.

В связи с этим УКДО должно быть закрытой организацией наподобие прокуратуры или иных следственных органов и подчиняться непосредственно Федеральному Собранию (Государственной Думе) только через посредство своего руководителя.
В составе УКДО и его руководстве должны быть только профессионалы. УКДО не может рассматриваться как политическая структура и возглавляться политическим деятелем.
В связи со спецификой контрольных функций статус начальника УКДО должен быть приравнен к статусу Председателя ЦБР и министра финансов, а статус отделов УКДО - к статусу отделов центрального аппарата Совмина и Администрации.


3. Структура УКДО.


Предлагается следующая структура УКДО.
1. Отдел бюджетного контроля.
2. Отдел контроля за банковской системой.
3. Отдел отчетности и финансовой дисциплины.
4. Отдел финансовых расследований.
5. Аналитический отдел.
6. Отдел реформы денежного обращения.
7. Отдел по взаимодействию с Правительством, прессой, обслуживанию запросов депутатов.
8. Отдел специальной статистики.
9. Отдел бухгалтерских расследований.
10.Отдел валютного контроля.
11.Отдел охраны информации.
12.Общий отдел.
Численность каждого отдела (кроме следственного) не должна превышать 5-8 специалистов.

Руководство УКДО должно включать в свой состав:
- Начальник УКДО,
- Заместитель по следственным действиям,
- Заместитель по контролю,
- Заместитель по анализу и вопросам реформы,
- Прокурор.

Необходима высокая степень оснащения УКДО прежде всего вычислительной техникой, связью и транспортом.


4. Предложения по организации.


В рамках Центра по разработке комплексных экономических программ "Модернизация" исследование ситуации с денежным обращением в России ведется давно. Накоплен интересный материал, профессиональный опыт, выявлены основные принципы овладения ситуацией. Однако, в силу инициативности и частного характера исследований они не могут сегодня использоваться властью в своих целях.
Предлагается организовать УКДО с учетом накопленного нами опыта и привлечением наших специалистов.
Организовать УКДО необходимо в короткие сроки. Это связано с серьезным обострением ситуации в области финансов. Более конкретные аспекты ситуации не могут быть изложены в письменной формы и могут быть доложены непосредственно.
Предварительно имеет смысл организовать УКДО не в полном объеме, а укомплектовать штаты в количестве 10-15 единиц для развертывания первоначальной деятельности.

Е.В.Гильбо.
Subscribe
promo shel_gilbo june 24, 03:24
Buy for 200 tokens
Мы вступили в мир, где не существует вменяемой системы здравоохранения. В мир, где советы не заниматься самолечением, а обращаться к врачам, невыполнимы даже для весьма обеспеченных людей: найти компетентного врача практически невозможно, а ресурсов добраться в страны Средней Европы, где…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments