shel_gilbo (shel_gilbo) wrote,
shel_gilbo
shel_gilbo

Categories:

Альтернативный проект Федерального Бюджета РФ на 1995 год (окончание)


Часть 6: Перспективы экономического развития и бюджетной политики на 1996-2000 годы.


1. Контуры финансовой политики.

Как говорилось выше, ресурсы стабилизации денежного обращения обладают огромным потенциалом пополнения бюджета. В то же время мы признали реальных в течение 1995 года реализовать немногим более 1/4 этого потенциала. Это связано с инерционностью механизмов вытеснения и с рядом политических ограничений.
Можно утверждать, что аккумулировать этот ресурс в целом в бюджете не удастся и в дальнейшем в связи с явлениями естественной диссипации ресурсов, определяемыми уровнем коррупции в обществе и слабостью системы отчетности и контроля. Тем не менее продолжение четкого проведения начатой в 1995 году финансовой политики позволит использовать ресурсы денежного обращения в качестве одного из важнейших источников финансирования бюджета вплоть до 1998 года, а быть может и в дальнейшем, хотя его удельный вес и будет неуклонно сокращаться.
Одновременно имеет смысл провести ряд мер по укреплению финансовой дисциплины в стране. В частности, имеет смысл развивать казначейскую систему и усилить контроль с ее стороны за наличноденежным обращением. Имеет смысл провести ряд мероприятий по ослаблению монополии Центробанка и расширить возможности коммерческих банков, ввести цивилизованные правила игры в банковской системе.
С 01.01.97, когда дефлятор ВВП по сравнению с 1985 годом достигнет примерно 10000, имеет смысл провести деноминирующую денежную реформу в масштабе 1:10000, чтобы вернуться к привычному для России масштабу цен.
Можно прогнозировать, что роль федерального бюджета в финансах страны будет неуклонно сокращаться в силу неизбежной его гипертрофированности на первом этапе активной инновационно-инвестиционной политики. Будет возрастать роль местных бюджетов, резко сокращаться их зависимость от федеральных дотаций, расти собственная доходная база.

2. Динамика структуры доходов бюджета.

Структура доходов федерального бюджета в течение всего шестилетнего периода будет иметь динамический характер. Стабильной будет оставаться лишь доля налогов с юридических лиц, не превышающая 1,2-1,6% ВНП и отсутствие налогов с населения.
Таким образом, федеральные власти должны неуклонно придерживаться концепции "РОССИЯ - ОФФШОРНАЯ ЗОНА".
В 1996-1998 годах главным источником бюджетных поступлений будет политика таможенного протекционизма. В то же время начиная с 1998 года начнется постепенное понижение таможенных ставок с целью стимулирования конкуренции на внутреннем рынке в условиях стабилизации мощи национальных производителей. В связи с этим в 1998-2000 годах поступления от таможенных сборов будут неуклонно снижаться как в абсолютном, так и в относительном исчислении.
С 1999 года важнейшим источником финансирования бюджета станет доходная деятельность государства. Крупные ежегодные вложения в быстроокупаемые высокодоходные инновационно-инвестиционные программы дадут к 1999 году мощный кумулятивный эффект и превратят поступления от этих программ в крупный источник доходов бюджета.
Крупным источником бюджета может стать и развитие государственных услуг.
Поземельный налог в городах, введенный еще в 1995 году с низкой ставкой, будет неуклонно расти и в 1999-2000 годах его роль в финансировании бюджета резко возрастет. В XXI веке он может стать основным источником доходов бюджета.
Важным источником поступлений в бюджет может стать и приватизация. Предлагаемый нами механизм предусматривает депонирование в Государственном Фонде Имуществ 20-30% акций приватизируемых предприятий. К концу XX века, когда доходность этих предприятий многократно возрастет, постепенная продажа этих акций на бирже не только будет способствовать развитию и расширению фондового рынка, но и давать в бюджет огромные поступления.
Таким образом, можно выделить три периода финансирования бюджета:
- эмиссионный: 1995-1997 годы,
- протекционный: 1996-1998 годы,
- приватизационный: 1998-2001 годы,
- поземельный налог+госуслуги: 1999-...
Последний период устойчиво продлится несколько десятилетий.
В то же время с 1999 года начнется резкое сокращение дотирования из федерального бюджета субъектов Федерации, которое в XXI веке сведется к необходимому перераспределительному минимуму. В связи с этим с 1996 года планируется процесс укрепления их финансовой самостоятельности, собственной доходной базы.
В формировании системы доходов имеет смысл предоставить регионам полную самостоятельность, но рекомендовать максимально придерживаться концепции "Россия - оффшорная зона". Резкий уход от этой концепции может привести к оттоку капиталов из данного региона.
Основными источниками доходов регионов могут постепенно стать следующие:
- государственные услуги, монополия на которые принадлежит региональному Правительству,
- доходы от инвестиций регионального правительства,
- доходы местных фондов имуществ в процессе приватизации,
- экологический налог-штраф, который имеет смысл максимизировать в силу его важного регулирующего значения,
- в будущем - налог с предприятий на фонд заработной платы (на потребление).
Возможен вариант передачи из федерального ведения в регионы поземельного налога в городах. Однако, это может привести к сильнейшему перераспределению доходов региональных правительств, поставив в несравненно лучшее положение столичные города и урбанистические регионы.

3. Федеральный бюджет - локомотив научно-промышленного строительства.

Постепенное сокращение гипертрофированной роли федерального бюджета, возникшей в 1995 году, несомненно сокращает возможности Федерального бюджета оказывать определяющее влияние на развитие экономики. В связи с этим имеет смысл сконцентрировать федеральные ассигнования на ключевых направлениях научно-технического прогресса.
В постоянных ценах 1984 года предполагается увеличить расходы на фундаментальные исследования с 558 миллионов рублей в 1995 году до 2,2 млрд. в 2000. Расходы на прикладные НИОКР должы вырасти за этот период с 1,4 млрд. до 2,8 млрд. брежневских рублей. С 1, млрд. до 2,6 млрд. должны вырасти бюджетные расходы на военные НИОКР.
Таким образом, ассигнования федерального бюджета на науку составят в 2000 году 7,6 млрд. рублей в ценах 1984 года. Это означает полное восстановление финансирования гражданской науки до союзного уровня. В то же время тяжесть финансирования военных НИОКР перекладывается на производителей и внебюджетные фонды.
Федеральные ассигнования на высшее образование и оснащение системы образования должны поддерживаться на высоком уровне 1995 года и постепенно возрастать. В то же время должна принципиально измениться система финансирования образования в целом.
Примерно втрое в постоянных ценах должны вырасти федеральные инвестиции в инновационные программы и в промышленность. При этом финансирование совместных с регионами инвестиционных программ, в том числе по содействию городам и развитию городских коммуникаций, остается в целом на уровне 1995 года. Последнее связано с ростом финансовой самостоятельности регионов, постепенно обретающих способность самим финансировать свои инвестиционные программы.
В плановый период предусмотрен резкий рост инвестиций в развитие новых видов транспорта и связи. Прежде всего это связано с началом с 1997 года непосредственной реализации программы строительства монорельсовых железных дорог на магнитной подушке (магнитопланов). Первую такую дорогу Москва - Новгород - Санкт-Петербург - Хельсинки можно построить уже к 1999 году.
Важным фактором стимулирования научно-технического прогресса и экономического роста будут оставаться военные расходы. Предусматривается некоторый рост расходов на содержание вооруженных сил, несмотря на их сокращение. Предусматривается серьезный рост (в постоянных ценах 1984 года) расходов на приобретение вооружений. В то же время важную роль в стимулировании спроса на наукоемкую технику должны сыграть внебюджетные программы развития систем вооружений.
С 1996 года должны резко вырасти и ассигнования на развитие систем бизнес-коммуникаций, прежде всего инфраструктуры связи.
Начиная с 1997 года предусмотрен резкий рост (более чем в 10 раз к уровню 1995 года в постоянных ценах 1984г) ассигнований на охрану окружающей среды. Это связано с необходимостью активной деятельности по восстановлению среды обитания, процесс разрушения которой в 1988-1994 годах обрел небывалые масштабы.
На протяжении всего периода 1995-2000 годов предполагается поддерживать на сложившемся в 1995 году уровне федеральные дотации сельскому хозяйству. В то же время с 1997 года планируется резко (более чем в 5 раз в ценах 1984 года) поднять ассигнования на программу развития животноводства и в 2,5 раза - на программу развития растениеводства. В 3,2 раза по сравнению с 1995 годом должны вырасти к 2000 году и ассигнования на поддержку фермерства.
Должна получить развития и федеральная система заготовок и сохранения продукции. Расходы и инвестиции в нее должны вырасти за 5 лет в 2,5 раза. Таким образом в целом с ростом финансовых возможностей государства федеральная поддержка и программы развития сельского хозяйства будут расти опережающими темпами.
Планируется рост в постоянных ценах расходов на культуру и искусство. Расходы на средства массовой информации особенно возрастут в 1996-1999 годах, когда будет реализована программа технического перевооружения телерадиокомпаний.
Рост расходов на федеральные объекты здравоохранения также планируется устойчиво опережающими темпами. За 6 лет он должен в ценах 1984 года вырасти в 2,2 раза. Предполагается сохранить на постоянном уровне и высокий уровень финансирования санитарно-эпидемиологической службы.
Расходы федерального бюджета в ценах 1984 года должны вырасти с 77,9 млрд. руб. в 1985 году до 99,3 млрд руб. в 1998 году и сократиться до 98,5 млрд. руб. в 2000 году.
Для сравнения можно указать, что союзный бюджет СССР в 1985 году составлял 202,9 млрд руб. при расходах консолидированного бюджета в 386,5 млрд. руб. Примерно 115 млрд. руб. союзных расходов осваивались на территории РСФСР.
Таким образом, несмотря на достижение к 1998 году по основным макроэкономическим показателям уровня 1985 года, уровень перераспределяемой через федеральный бюджет денежной массы достигнут не будет. Это связано во-первых с постепенным сокращением роли федерального бюджета в макроэкономическом регулировании, меньшими объемами федеральных военных расходов, возрастанием финансовой самостоятельности роли регионов.

4. Развитие финансовых балансов страны.

В плановый период будет продолжаться дальнейшее оздоровление сводного финансового баланса страны. Все эти годы будет сохраняться его минимальный дефицит. Доходы и расходы сводного финансового баланса за эти годы вырастут вдвое в ценах 1984 года. Структура баланса будет в целом сохраняться. Опережающими темпами будут расти доходы государственных инвестиционных программ и государственных услуг, земельная рента. Резко упадет роль ресурсов денежного обращения.
Основой доходной части финансового баланса будет устойчиво оставаться прибыль хозяйствующих субъектов. Основой расходной - расходы предприятий. Опережающий рост этой статьи расходов будет отражать рост самостоятельности и значения хозяйствующих субъектов в экономике и инвестиционном процессе при неуклонном сокращении роли государства.
Баланс доходов и расходов населения за эти 6 лет в постоянных ценах 1984 года вырастает почти в 3 раза, что отражает соответствующий реальный рост уровня жизни. Почти в три раза должен вырасти Фонд оплаты труда, доходы от подсобного хозяйства и предпринимательства.
В то же время в расходной части баланса доходов и расходов населения произойдут структурные, качественные сдвиги. Опережающими темпами будут расти вклады в банках и вложения в недвижимость. В постоянных ценах 1984 года они вырастут в 4 раза. В то же время резко возрастет потребление услуг - также в 4 раза за 6 лет. В то же время розничный товарооборот вырастет немногим более чем вдвое.
Дефицит баланса за эти годы будет минимальным и связанным только с техническими моментами (переходом спроса на будущий год).




5. Динамика макроэкономических показателей.

Реализация предлагаемой нами бюджетной и инновацонно-инвестиционной политики в течение 6 лет будет иметь весьма благоприятные экономические последствия.
Можно прогнозировать рост легального объема ВВП в ценах 1984 года с 202 млрд. руб. в 1995 году до 473 млрд. руб. в 2000 году. Это соответствует росту с $422 млрд. до $2533 млрд. (с учетом укрепления рубля по отношению к доллару. ВВП на душу населения возрастает с 1374 до 3144 брежневских рублей или с $2868 до $16844.
Инвестиции в российскую экономику в ценах 1984 года возрастут за 6 лет с 53 до 180 млрд. рублей или с $111 млрд. до $967 млрд.
Произойдет укрепление позиций рубля к доллару. Несмотря на рост внутренних цен в России в целом за 6 лет примерно в раза, курс рубля упадет к 2000 году до 3000 рублей (30 пореформенных копеек), что будет отражать инфляционные процессы в США и применение ряда мер по защите российской национальной валюты.
Месячная заработная плата достигнет в 2000 году 316,9 рублей, или 197 рублей образца 1984 года. В то же время она уже не будет занимать такое же как в 1984 году место в доходах населения, поскольку несравненно большими будут доходы от подсобного хозяйства и предпринимательский доход. Кроме того, на всей территории России будет действовать единая валюта без градаций и отсутствовать система дефицита, что реально делает этот рубль полновеснее брежневского.
Таким образом, уровень жизни 1985 года будет превзойден уже в 1998 году. Средняя зарплата 200 года достигнет $1056 в месяц, что будет ниже зарплаты в Европе и США, но будет компенсироваться иной структурой цен (относительной дешевизной жилья, недвижимости, земли, энергии). Внутренний товарооборот возрастет со $151 млрд. до $833 млрд.
Российский экспорт вырастет за 6 лет с $49 до $70 млрд. при резком сокращении экспорта сырья и энергоносителей. Импорт возрастет с $47 млрд. до $96 млрд., прежде всего засчет импорта оборудования. Впрочем, при определенных обстоятельствах возможны и большие объемы импорта.
Дефицит торгового баланса, который возрастет к 2000 году до $26 млрд. будет покрываться притоком иностранных капиталов и возвращением отечественных.
По всем основным макроэкономическим показателям (ВВП, прибыль, доходы населения, промышленное производство) уровень 1985 года будет достигнут или превышен уже в 1998 году. В то же время достижение этих количественных показателей произойдет в качественно новой ситуации:
- в условиях конвертируемости валюты,
- в условиях бездефицитности рынка,
- при наличии принципиально нового научно-промышленного потенциала,
- при наличии высоких темпов роста всех показателей экономической и научно-технической мощи.
К 2000 году уровень 1985 будет перекрыт до такого уровня, до какого ему пришлось бы расти при свойственных СССР темпах все эти 15 лет.


Часть 7: Политические условия реализации предлагаемого проекта.


Очевидно, исполнение предложенного здесь бюджета и реализация перспективной программы финансового оздоровления и экономического подъема требуют выполнения ряда политических условий. Эти условия следующие:

1. Наличие политической воли российской правящей элиты для постановки реализуемых предлагаемым проектом бюджета задач.

2. Замена "Правительства жесткой экономии" Правительством профессионалов.

3. Реформа структуры Правительства-Совета Министров Российской Федерации.

4. Достижение национального согласия вокруг предлагаемых мер.

5. Поворот общественного мнения от иждивенческой веры в очередное "демократическое чудо" к нормальной созидательной деятельности.

6. Изменение позиции деятелей культуры и средств массовой информации от однозначной поддержки политики ликвидации российского научно-промышленного и культурного потенциала к поддержке программы созидательных действий по строительству новой России и Евразийского сообщества.

7. Активная позиция субъектов Федерации в отношении радикального ухода от политики жесткой экономии к созидательной программе.
Subscribe
promo shel_gilbo ноябрь 28, 23:17 145
Buy for 100 tokens
Вчера начался краудфандинг на нашем клубном стрим-сервисе для проведения и продвижения наших вебинаров-стримов. Начало кампании показало, что не все понимают суть новой экономики и нового формата, оказались к нему не готовы. Ну, на то наш проект и образовательный, чтобы разъяснять непонятки. Мы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments