?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Функции обмена



Смысл существования общества заключается во взаимной помощи людей в удовлетворении их потребностей. Существует естественная природная разница в способности каждого человека удовлетворить своими действиями ту или иную потребность. Кто-то способен очень хорошо лечить, а кто-то - кормить. В результате у каждого чего-то в избытке, а чего-то в недостатке. Возникает необходимость так организовать их отношения, чтобы каждый мог получить больше значимых для него благ, чем может самостоятельно произвести для себя.


Но это - только минимальное требование. Дальше естественно потребовать, чтобы эти отношения были бы организованы так, чтобы каждый мог получить максимум возможного. Это уже проблема оптимизации системы взаимоотношений.


И, наконец, объединение усилий столь разнообразных элементов, как человеческие личности, создает систему. Система же обладает свойствами, которые несводимы к свойствам ее элементов. То есть за счет организации, структурирования возникают принципиально новые, системные свойства. Эти свойства могут оказаться (и часто оказываются) таковы, что увеличат возможности системы в целом к производству различных благ. Такой эффект представляет собой прямую выгоду кооперации. И значит, каждый человек в организации такой кооперации нуждается, она ему выгодна.


Итак, существует настоятельная необходимость в организации взаимовыгодного обмена благами. Причем каждый выступает в роли то продавца, то покупателя этих благ. Сами же блага в процессе обмена выступают в роли товаров, то есть обладают стоимостью. Стоимость товара проявляется в процессе обмена.


Процесс обмена может быть организован по-разному. В истории известно достаточно много форм этого процесса. Перемещение блага от одного человека к другому может происходить на разных условиях. Само понятие обмена предусматривает, чтобы эти условия были взаимовыгодны, то есть устраивали каждого из субъектов обмена настолько, чтобы они были согласны расстаться с благом, которым обладают, в обмен на то, которое могут получить. Это означают, что субъекты процесса обмена обладают свободой воли.


Однако везде, где имеет место свобода воли, имеют место и внешние ограничители. Для нас существенны два рода ограничителей. Первый связан с тем, что субъекты процесса обмена действуют в конкретной правовой, культурной и социальной среде, которая стесняет их свободу. С другой стороны, естественным желанием человека является получить максимум возможного, отдав минимум, а еще лучше получить все, не отдав ничего. Это естественное желание сталкивается с ограничением, вызванным существованием аналогичного желания у партнера по процессу обмена. В результате сам акт обмена представляет собой некоторый компромисс. Обмен происходит тогда, когда условия этого компромисса все же приемлемы для обеих сторон.



Механизм обмена



Как происходит процесс обмена одного товара на другой? Как формируется компромисс - соглашаться на обмен или нет?


В случае, когда дело происходит на острове, население которого состоит из двух человек и стоит проблема обмена, скажем, куска материи на некоторое количество зерна и обмен необходим обеим сторонам, процесс торга определяется такими субъективными моментами, как уровень наглости каждого, умение терпеть и т.п., то есть моментами чисто субъективными. Но в индустриальную эпоху с ее ограниченной номенклатурой массовых товаров продавцов и покупателей каждого товара достаточно много, за исключением особых случаев монополизма. В этом случае каждая из сторон процесса обмена имеет возможность выбора и активно эту возможность использует. В результате возникающий компромисс имеет четкие границы, которые определяются уже некими объективными условиями.


Следует оговориться, что в условиях постиндустриальной экономики будущего века эта ситуация существенно изменится вследствие высокой дифференциации номенклатуры товаров, которая сократит число потребителей и производителей в микроотрасли до такой малой величины, при которой рыночные, стохастические закономерности торга не будут реализовываться. В этой экономике будут другие законы, а пока для практического применения рассмотрим законы экономики ХХ века, экономики еще индустриальной.


Как же выглядит в такой экономике процесс обмена одного товара на другой? Обычно рассматривают частный случай обмена - обмен конкретного товара на некий всеобщий эквивалент, особый товар, называемый деньгами (о деньгах мы будем говорить далее). Но товар вовсе не всегда меняется именно на деньги, он может обмениваться на любой другой товар. Именно этот, более общий, случай мы и рассмотрим.


Величина стоимости единицы одного товара, выраженная в единицах другого товара, называется его ценой. Именно в формировании цены товара и заключается суть процесса обмена. Цена является главным объектом компромисса. Второстепенным объектом компромисса могут быть условия перехода товара от продавца к покупателю. Однако, они могут рассматриваться как отдельная услуга и, таким образом, компромисс также сводится к определению их товарной цены. Поэтому далее мы будем говорить только о цене товара, как главном объекте компромисса.


Итак, на некий рынок (торговую площадь) пришли n обладателей товара А и m обладателей товара D. В течение одного дня торговли (торговой сессии) им надо обменяться товарами.


Однако, личные представления о ценности каждого из товаров у каждого из участников торговой сессии свои. Один считает что единица товара A, который у него есть, стоит не меньше пяти единиц товара D. Другой - что единица товара D, который есть у него, не меньше, скажем одной второй единицы товара A, который он хочет приобрести. В действительности мы имеем два набора субъективных ограничений - для владельцев товара A и товара D. Причем для представителя каждой категории имеет значение нижний предел оценки товара, который у него есть, в единицах товара, которого у него нет. Это - минимальная цена продавца. С точки зрения противоположной стороны это - максимальная цена покупателя.


В нашей постановке задачи, в силу ее симметричности, эти величины оказываются эквивалентны. В случае несимметричной постановки (когда имеет место некий "всеобщий эквивалент"), они различаются. В нашей постановке каждый участник процесса обмена выступает в совпадающей роли продавца и покупателя. В несимметричной постановке обладатель "всеобщего эквивалента" является покупателем, а обладатель обычного товара - продавцом. Несимметричная постановка задачи имеет решение, называемое "процессом Бем-Баверка", которое является частным случаем процесса, рассмотренного ниже.


Итак, как будет выглядеть наша торговая сессия, то есть процесс обмена на рынке? Допустим, что рынок свободен от всяких ограничений, и процесс формирования компромисса ограничен только субъективными интересами участников обмена. Для каждого участника необходимым условием согласия на обмен будет попадание предлагаемой цены в его субъективный интервал. В то же время он будет стремиться к максимизации полученной выгоды.


Торговая сессия представляет собой серию случайных столкновений обладателей товара A с обладателями товара D. Если интервалы их представлений о цене товаров не перекрываются, то акт обмена невозможен в принципе. Если они перекрываются, то вероятность совершения акта обмена тем выше, чем шире величина интервала-перекрытия. Чем выше вероятность, тем раньше совершится этот акт. После совершения акта обмена оба его участника, удовлетворенные компромиссом, покидают рынок. Остальные продолжают свои хаотические встречи и торги. Чем дальше, тем больше участники процесса будут склонны к компромиссу на условиях минмальной цены продавца (она же - максимальная цена покупателя).


В конце концов, число участников процесса уменьшается: на рынке остаются только те, кто в принципе не может найти себе партнера, с которым у него могут перекрыться интервалы ценовых представлений. С этого момента торговую сессию пора закрывать. Цена, по которой совершилась последняя сделка на рынке, называется ценой равновесия.


В рамках наших предположений последней совершится сделка, для которой интервал перекрытия будет наименьшим, то есть нижняя цена продавца совпадет с минимальной погрешностью верхней ценой покупателя. Совпадет минимальная цена последнего продавца, который способен что-то продать с максимальной ценой последнего покупателя, который способен что-то купить. Это совпадение и определяет цену равновесия.


Это утверждение не совсем точно. Цена последней сделки близка к цене равновесия, но ценой равновесия не является. Но что означает слово "близка"? И что же тогда представляет из себя цена равновесия.


Время сессии не бесконечно, терпение участников процесса тоже. Процесс имеет вероятностный характер. Поэтому он не обеспечивает гарантию обмена для всех владельцев одного товара, у кого к его началу интервал компромисса перекрывался с интервалом компромисса владельца другого товара. Он может не успеть с ними встретиться до того, как они совершат сделку с другим и уйдут с рынка. Поэтому цена, по которой совершилась последняя сделка, также недетерминирована, носит случайный характер.


Мы можем утверждать также, что цена последней сделки окажется в результате любого из возможных вариантов хода процесса в некой области, некоем интервале. Интервал этот будет тем меньше, чем больше количество владельцев каждого из товаров. Если величины n и m устремятся к бесконечности, то величина интервала устремится к нулю. Интервал превратится в точку. Вот эта-то точка и представляет из себя цену равновесия.


Ценой равновесия называется предельная цена, к которой сходится процесс обмена при стремлении числа продавцов и покупателей каждого товара, а также времени функционирования к бесконечности. То есть равновесной ценой является ПРЕДЕЛ сходимости процесса.


Следовательно, чем больше владельцев каждого из обмениваемых товаров участвует в торговой сессии, тем больше вероятность, что цена последней сделки попадет в любую заданную окрестность цены равновесия. В этом смысле мы и употребили выше слово "близка". Чем дольше длится сессия, тем больше цен, по которым совершаются сделки, попадают в эту окрестность.


Цена равновесия характеризует ту ситуацию на рынке, которая определяется сложившимся на нем соотношением продавцов и покупателей. Она является предельной характеристикой поведения этой совокупности.


К сожалению, предел этого процесса существует не всегда, то есть равновесная цена присуща не всякой торговой ситуации.


Теперь представим себе, что торговая сессия бесконечна, а продавцы и покупатели не только уходят с рынка, совершив сделку, но на их место приходят новые. В этом случае структура совокупности продавцов и покупателей будет меняться, а вместе с ней будет меняться и соответствующая ей цена равновесия. Таким образом, условие равновесие будет успевать измениться до того, как это равновесие будет достигнуто. В результате рынок будет находиться в неравновесном состоянии ВСЕГДА.


Правда, неравновесность неравновесности рознь. При одном соотношении скорости стремления к равновесию и скорости изменения совокупности будет иметь место процесс, близкий к равновесному. Цены сделок будут все время попадать в некую окрестность имеющей на текущий момент место равновесной цены. При другом соотношении состояние рынка будет близко к хаосу.


Рассмотренный выше процесс установления равновесия на рынке имеет, кроме реальной, и идеальную составляющую. Равновесная цена, если она существует, никогда в реальном мире как таковая не достигается и ему не принадлежит. Но она существует в идеальном мире и диктует оттуда закон развертывания процесса установления цены в реальности. Изменение структуры совокупностей продавцов и покупателей тут же оказывает воздействие на идеальный мир и определяет новую цену равновесия. Этот процесс, происходя в идеальном мире, оказывает текущее воздействие на реальный. Здесь меняются закономерности функционирования рынка. Процесс установления начинает сходиться к новой цене равновесия.


Приведенная выше модель обмена на рынке сформулирована для случая двух товаров. Можно представить, что на рынке присутствуют держатели N различных товаров. Мы получим многомерный процесс, результатом которого будет матрица равновесной цены, то есть набор цен равновесия между каждой парой товаров. На свободном рынке равновесие окажется таким, что соотношение цен двух товаров, выраженных в единицах любого третьего товара, будет равно их ценам, выраженным в единицах друг друга.


Такая ситуация, если матрица симметрична, открывает возможность унификации цен, выражении их всех в единицах одного выбранного товара. Этот товар называется всеобщим эквивалентом.


Однако, в общем случае матрица несимметрична. Поэтому всеобщий эквивалент не может возникнуть “естественным путем”. Он неизбежно навязывается рынку извне и является институциональным ограничением рынка.



Свободный рынок



Для простоты дальнейшего изложения предположим, что одна категория участников обмена обладает всеобщим эквивалентом, а другая - обычным товаром. Задача становится несимметричной. Обладатель обычного товара называется теперь продавцом, а всеобщего эквивалента - покупателем.


Вернемся теперь к случаю, когда торговая сессия бесконечна, а покупатели и продавцы не только покидают его, совершив сделку, но на их место приходят новые. Допустим также, что структура совокупности продавцов и покупателей в этом процессе не меняется. В некотором приближении такая ситуация отражает то, что часто происходит в действительности.


Представим себе, что цены всех продавцов на рынке в какой-то момент времени одни и те же и равны p единиц всеобщего эквивалента за единицу товара. Тогда все покупатели, для которых эта цена попадает в их субъективный ценовой интервал (то есть не выше максимума покупателя) готовы совершить акт обмена. Эта группа покупателей способна приобрести D единиц товара. Эта величина называется спросом.


Одновременно все обладатели товара, для которых цена на рынке не ниже их минимума продавца, также готовы принять участие в обмене. Эта группа продавцов способна предложить покупателю P единиц товара. Эта величина называется предложением.


Понятно, что чем выше цена, тем меньше покупателей пожелают по этой цене приобретать товар и тем больше останутся неудовлетворенными. Правда, существует и обратная возможность - чем выше цена товара, тем больше его будут покупать. Такой товар называется "товаром Гиффена". Обычно с ростом цены спрос на товар убывает или по крайне мере остается на том же уровне, не возрастает.


Аналогично, хотя и прямо противоположным образом, обстоит дело с предложением. Чем больше цена, тем больше желающих сбыть товар, больше его количество на рынке, больше объем предложения.


DF: Функция, показывающая зависимость величины спроса от цены, называется кривой спроса.


DF: Функция, показывающая зависимость предложения от цены - кривой предложения.


Кривые спроса и предложения обычно пересекаются. Случаи, когда этого не происходит, встречаются крайне редко и отражают ситуацию, когда минимальная цена любого продавца выше максимальной цены любого покупателя. Тогда свободный обмен просто невозможен.


Точка пересечения кривых спроса и предложения, называется ценой равновесия на рынке. Она разбивает множество возможных цен на два интервала.


На одном из этих интервалов спрос явно превышает предложение. Следовательно, количество покупателей, готовых дать такую цену, больше, чем число продавцов, согласных за эту цену продавать. На другом интервале предложение превышает спрос. Это означает, что число продавцов, готовых продавать за такую цену, больше числа покупателей.


Рассмотренная нами выше модель развития ситуации на рынке в условиях, когда продавцы и покупатели абсолютно свободны в своем выборе, показывает, что такой ситуации на рынке быть не может или что она неустойчива. Избыток покупателей означает наличие в их среде некоторого количества готовых покупать по более высокой цене. Избыток продавцов означает наличие среди них некоторого количества готовых продавать по цене более низкой. Реальный процесс обмена вскоре приблизит цены сделок к равновесной цене на достаточно малое расстояние.


Поскольку наша сессия бесконечна, то и число участвующих в ней продавцов и покупателей стремится к бесконечности. Значит, цены всех сделок на рынке стремятся к цене равновесия. Стабильным состоянием процесса торгов, то есть равновесием рынка является такое положение, когда цены всех сделок мало отличаются от цены равновесия. В этом случае все продавцы и все покупатели, для которых эта цена не попадает в их интервал ценовых представлений, в процессе обмена не участвуют. Для всех оставшихся в процессе участников рынка цена равновесия является нижней ценой продавца и верхней ценой покупателя.


Понятно, что именно такое условие достигается в точке пересечения кривых спроса и предложения. Следовательно, цена, соответствующая этой точке, и есть цена равновесия. Соответствующий ей объем спроса (равный объему предложения) называется равновесным объемом.


Если средний уровень цен на рынке сегодня отстоит далеко от равновесной цены, это означает что рынок дестабилизирован, процесс обмена не установился. Тем не менее, он все же стремится к состоянию равновесия, и если не будет каких-то внешних возмущений, довольно скоро этого равновесия достигнет.


Важно понимать, что хотя пересечение функций спроса и предложения, определенных на некоем интервале цен, и позволяет определить цену равновесия, само это равновесие достигается в рамках другого, гораздо более сложного процесса. Более того, оно достигается только в статистическом смысле. Равновесная цена является идеализацией реальности. Функции спроса и предложения, как и цена равновесия, принадлежат идеальному миру. В реальном мире они вещественно не присутствуют, но определяют законы функционирования рынка.


Очень часто, особенно у американских авторов и в трудах их российских эпигонов, эти вещи путаются. Тогда начинаются рассуждения о том, что существует некий процесс адаптации спроса и предложения, который моделируется поведением этих самых функций. Происходит подобная путаница от нечеткого понимания природы моделей и сути столь любимых ими крестообразных графиков.



Эластичность спроса и предложения по цене



Для решения задач, связанных с взаимным балансом спроса и предложения, особую важность представляет собой исследование функций, описывающих их зависимости от различных факторов, прежде всего от цены.


Понятно, что поведение любой функции характеризуется ее производной функцией, известной из школьного курса математики. Если производная положительна - функция растет, если отрицательна - убывает. Если производная равна нулю и при этом меняет знак, то функция достигает максимума или минимума.


Экономистам оказалось мало производной для исследования зависимости спроса от цены. Дело в том, что гораздо больший интерес представляют не абсолютные, а относительные изменения величин. Понадобилась функция, которая отражала бы связь относительных величин подобно тому, как производная отражает связь абсолютных.


Такая функция называется эластичностью. Эластичность представляет собой предел отношения нормированного приращения спроса к нормированному приращению цены. Причем часто берется модуль этого приращения.


Грубо говоря, эластичность показывает, на сколько процентов изменится спрос при изменении цены на один процент. Один процент - очень грубое приближение, можно взять приращение в полпроцента, в четверть - и так далее, уменьшая до бесконечно малой величины. Предел значения этого отношения при таком уменьшении, если он существует, и представляет собой эластичность. А существует этот предел, когда зависимость спроса от цены описывается непрерывной функцией.


Интересно сразу выяснить, в каком отношении эластичность находится с производной.



E = (dD/D)/(dp/p) = (dD/dp)*(p/D)



E = D'*(p/D) = (D'/D)*p


Это значит, что


D' = E*D/p



Повторим, что часто эластичностью называется не величина E, а ее модуль. В этом случае возникает дополнительная головная боль с учетом знаков при операциях. Некоторые авторы даже по-разному определяют эластичность спроса и предложения. Для спроса они умножают эластичность в нашем определении на минус единицу, а для предложения - оставляют как есть.


Такое усложнение порождено предположением, что все экономические величины должны быть положительны. Отрицательных величин ведь в реальном мире не бывает. Такое требование - следствие стихийного материализма авторов, нежелания глубоко разобраться в сути проблемы и понять, что эластичность существует не в материальном, а в идеальном мире. В материальном она только проявляется через посредство конкретных явлений.



Виды спроса и предложения по эластичности



Понятие эластичности может нам помочь при исследовании зависимости объема продаж от цены. Объем продаж равен произведению количества проданных товаров на цену, по которой эти товары были проданы. Пусть мы хотим добиться, чтобы объем продаж был максимальным. При этом мы можем устанавливать любые цены. Это возможно, если мы - единственный продавец на рынке, монополист, обладающий любым количеством товаров и желающий получить наибольшую выручку. Тогда возникает вопрос: при какой цене будет достигнут наибольший объем продаж?


Для выяснения этого вопроса необходимо разобраться в том, как себя ведет объем продаж в зависимости от цены. Очевидно, для этого надо разобраться, как ведет себя в зависимости от цены спрос.


Итак, объем продаж Y представляет собой произведение цены на количество проданных товаров:


Y = p*D


Тогда его производная:



Y' = d(p*D)/dp = (D*dp + p*dD)/dp ==>



Y' = D + p*D' = D + p*(E*D/p) = D*(1+E)



Если величина E положительна (а такое для эластичности спроса по цене может быть только для пресловутого "товара Гиффена", которого никто не видел), то функция Y возрастает с ростом цены бесконечно. Имеет смысл увеличивать цену до бесконечности.


В реальности, однако, эластичность отрицательна. Следовательно, когда модуль E меньше единицы, величина Y' положительна, а когда модуль E больше единицы - величина Y' отрицательна. Когда модуль E в точности равен единице, Y' обращается в нуль. Следовательно именно в этот момент и достигается максимум величины Y.


Итак, объем продаж максимален, когда модуль эластичности спроса по цене становится равным единице.


Спрос, эластичность которого по модулю больше единицы, называется эластичным, а если эластичность меньше единицы - неэластичным. Если спрос эластичен, то с ростом цены растет величина объема продаж. Если неэластичен, то с ростом цены объем продаж уменьшается или остается неизменным.


Предложение также имеет свою эластичность по цене. Она всегда неотрицательна.


Эластичность представляет интерес не только в задачах типа вышеприведенной. Она используется и для классификации функций спроса и предложения.


Например, вводится понятие совершенно неэластичного спроса. Эластичность такого спроса равна нулю. Если же эластичность бесконечна, то спрос называется совершенно эластичным. Совершенно неэластичный спрос означает, что товар будут покупать только по какой-то фиксированной цене - и все. Если цена будет чуть-чуть больше или меньше, товар покупать не будут. Совершенно эластичный спрос означает, что товар будут покупать по любой цене в одном и том же количестве. Конечно, в природе таких ситуаций не бывает. Однако, спрос, близкий к совершенно эластичному может быть на хлеб в голодном крае, когда нет ничего другого. Люди откажут себе во всем остальном, в крайнем случае пойдут воровать, но все равно купят минимум необходимого для проживания хлеба.



Взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары



Пока что мы рассматривали случай обмена одного обычного товара на другой - всеобщий эквивалент. Но ведь на реальном рынке имеет место ситуация одновременных торгов по большому количеству различных товаров. Если предположить, что все они взаимонезависимы, то можно построить простую многомерную модель рынка. Равновесие на рынке в целом будет достигнуто тогда, когда установится равновесие на каждом рынке отдельного товара. Но процесс установления равновесия на рынке каждого товара не зависит от процесса установления равновесия на рынке другого. Это значит, что состоянием равновесия рынка в целом будет состояние, при котором на каждом достигнуто равновесие. Вектор, кортеж (то есть упорядоченный набор) равновесных цен будет совпадать с вектором цен частных равновесий.


На реальном рынке все обстоит по-другому. Обычно спрос на одни товары сильно зависит от спроса на другие. Очевидно, что объем продаж болтов будет серьезно зависеть от объема продаж гаек и обратно. Объем продаж масла будет зависеть от продаж маргарина. Правда, зависеть по-разному. Если в первом случае корреляция объемов потребления двух товаров будет положительна, то во втором - отрицательна.


Чем больше продано гаек, тем больше нужно болтов. Товары такого рода называются взаимодополняемыми. Чем больше продано маргарина, тем меньше будет спрос на масло. Товары такого рода называются взаимозаменяемыми.


Для измерения степени связи таких товаров вводится показатель, называемый перекрестной эластичностью. Она равна отношению процентного изменения спроса на один товар к процентному изменению цены другого товара.



Ei,j = (dDi/Di) / (dpj/pj)



Ei,j = (dDi/dpj) * (pj/Di)



Матрица E, составленная из всех Ei,j, называется матрицей перекрестных эластичностей всех товаров на рынке и характеризует взаимовлияние колебаний цен и спроса на эти товары. Интересно, что, вообще говоря, величина Ei,j вовсе не равна величине Ej,i.


Когда перекрестная эластичность спроса между двумя товарами положительна, они называются взаимозаменяемыми. Чем больше цена на один из этих товаров, тем больше спрос на другой (если его цена остается прежней. Когда перекрестная эластичность спроса между двумя товарами отрицательна, они называются взаимодополняемыми. Величина перекрестной эластичности - количественная характеристика легкости замены одного товара другим или наоборот, неизбежности сочетания одного товара с другим для его полноценного потребления.



Естественное регулирование



Механизм обмена обеспечивает так называемое естественное регулирование или саморегулирование производства и потребления. С одной стороны, он обеспечивает соответствие уровня потребления в обществе его производственным возможностям. С другой стороны, он обеспечивает приспособление производственных возможностей к запросам потребителя.


Как происходит это приспособление? Насколько оно оптимально? Можно ли его сделать более эффективным? Каковы критерии этой эффективности? Какая форма организации обмена наилучшим образом обеспечивает функционирование экономики в интересах потребителя?


Именно ответ на эти вопросы представляет наибольший интерес и для экономиста, и для политика, и для всякого, кто по роду своей деятельности обращает внимание на экономические проблемы. Именно ради ответа на эти вопросы и изучается механизм обмена в экономической науке.


В то же время предмет изучения сразу распадается на два. Во-первых, как обеспечивается соответствие потребления текущим производственным возможностям? Как достигается равновесие между ними?


Такая постановка вопроса означает, что производственные возможности, имеющиеся на текущий момент, принимаются как данность. Предложение в процессе обмена ограничивается имеющимися запасами. Возможности маневра очень невелики и сводятся к привлечению товаров из внешних источников или увеличению до максимума загрузки имеющихся мощностей. Следовательно, предполагается, что предложение малоэластично и основной переменной на рынке оказывается спрос.


Эти условия полностью отражают реальное положение вещей, если иметь в виду кратковременную ситуацию. За срок в несколько недель, а в индустриальной экономике ХХ века - даже месяцев вряд ли можно серьезно нарастить производственные мощности. Поэтому такая постановка задачи называется изучением процесса обмена в коротком (краткосрочном) периоде.


Частным случаем такой постановки является ее ужесточение, когда предполагается, что предложение ограничено только текущими запасами. Тогда такая постановка задачи называется изучением процесса обмена в мгновенном периоде.


Совершенно иного подхода требует изучение механизма приспособления производства к спросу. Здесь приходится учитывать, каким образом регулируется приток инвестиций в те или иные отрасли, каковы их масштабы и ограничения, как и в какие сроки эти инвестиции приводят к росту производственных возможностей и так далее. Такая постановка задачи называется изучением процесса обмена в длительном периоде (долгосрочном периоде).



Эластичность в краткосрочном и длительном периоде



Допустим, что в какой-то момент резко подскочили цены, к примеру, на спиртное. Продавцы отказываются продавать его по прежней цене, задирают более высокую. Отказаться от привычки выпивать по рюмочке (бутылочке, ковшику, ведерочку) с утра пораньше (в обеденный перерыв, после работы, к ужину, перед сном) уважающему себя гражданину демократического (постсоциалистического, антикоммунистического, урапатриотического) государства очень трудно. Поэтому привычка останется.


Следуя привычке, граждане соответствующего сорта обратятся к сбережениям, но привычное количество спиртного в привычные сроки потребят. Это означает, что спрос на спиртное в краткосрочном периоде малоэластичен.


Однако, через некоторое время выпивающие граждане (чепьювины, алкоголики) почувствуют явную несовместимость новой цены с возможностями их кармана. Им придется найти заменитель предлагаемому на рынке спиртному (денатурат, самогон, клей, бензин, растворитель, тройной одеколон) или как-то научиться употреблять его меньше. Короче, в дальней перспективе потребление количества спиртного серьезно сократится. А это значит, что спрос на спиртное в длительном периоде гораздо более эластичен.


Допустим теперь, что потребители по какой-либо причине согласились платить более высокую цену, к примеру, за мороженное. Однако, запасы мороженного у продавцов остались прежними, и производственные возможности их поставщиков тоже. Это бывает, когда все мощности работают со стопроцентной загрузкой, так что как цена ни расти, а предложение останется практически неизменным. Это означает, что предложение в краткосрочном периоде малоэластично.


Иное дело в длительном периоде. Тут у продавцов есть возможность подсуетиться и достать любое количество подорожавшего мороженного. А значит, в длительном периоде предложение приближается к абсолютной эластичности.



Сдвиги и адаптация рынка



Кривые спроса и предложения характеризуют текущее состояние действующих на рынке групп продавцов и покупателей. Но это состояние может переживать серьезные изменения. Они обычно вызваны явлениями психиатрического характера типа рекламы или распространения слухов, сговора больших групп для совместных действий и т.п.


К примеру, продавцы зубной пасты "Колвбейт" организовали широкомасштабные выступления ученых, которые разъяснили публике, будто их эксперименты доказали, что применение этой пасты приводит к восстановлению выпавших и удаленных зубов. В результате спрос на "Колвбейт" резко возрос, хотя его эластичность и другие характеристики остались прежними. Такое изменение ситуации называется сдвигом кривой спроса.


Как же отреагирует рынок на такое воздействие? Точка равновесия, несомненно, переместится и окажется на пересечении новой кривой спроса со старой кривой предложения. При этом в мгновенной, краткосрочной перспективе предложение будет малоэластичным. Это значит, что объем продаж в результате сдвига увеличится мало, зато цена сильно вырастет.


В длительной перспективе, однако, предложение будет характеризоваться большей эластичностью. Это значит, равновесие будет достигнуто при значительном увеличении объема продаж и небольшом увеличении цены.


Так какое же равновесие будет достигнуто на самом деле? На самом деле будет иметь место переходный процесс. Его начало будет характеризоваться первым, краткосрочным равновесием, а конец - вторым, долгосрочным равновесием. В краткосрочном периоде наибольшее воздействие сдвига кривой спроса переживает цена, а в длительном - количество. Переходный процесс начинается скачком цен, а затем продолжается увеличением предложения одновременно с постепенным снижением цен.


Допустим теперь, что к власти в какой-то стране пришло правительство, состоящее из радикальных демократов, защитивших когда-то диссертации по усилению руководства КПСС совместными предприятиями. Такое правительство поставит себе целью проведение радикальных реформ, которые выльются в резкое повышение налогов. В результате все продавцы на рынке должны будут одновременно снизить производство и/или увеличить цены. Произойдет резкий сдвиг кривой предложения.


Поскольку в краткосрочном периоде эластичность спроса минимальна, произойдет резкий рост цен, а количество покупаемого товара упадет незначительно. В длительном периоде будет иметь место вовсе не такой сильный рост цен, зато серьезное сокращение потребления. Переходный процесс начнется скачком цен, а продолжится их снижением с одновременным снижением количества покупаемого товара.


Переходный процесс, начинающийся обретением рынком краткосрочного равновесия и завершающийся обретением долгосрочного равновесия, называется адаптацией рынка к сдвигу спроса или предложения.


promo shel_gilbo june 15, 20:22 1
Buy for 100 tokens
В августе-сентябре состоится новый сезон семинаров КЭЛ в России. Два из семинаров состоятся в Москве и два - в Санкт-Петербурге. Для тех, кто принимает участие не менее, чем в трёх из этих четырёх семинаров - скидка 3000 руб. на участие в каждом из них. А в конце сентября-начале октября состоится…

ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ

Освоение архива вопросов и ответов по личностному росту гарантирует ежедневное изменение Ваших отношений с реальностью к лучшему.
Июль 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Метки

Разработано LiveJournal.com
Дизайн Jamison Wieser