shel_gilbo (shel_gilbo) wrote,
shel_gilbo
shel_gilbo

Categories:

Итоги: Что делало правительство в экономике в 1997 году?

За шумом теленовостей потонул, как за деревьями лес, главный вопрос текущего года - что же делало правительство? Его громко заявленный отчет перед президентом перенесен на январь. В чем же не готово отчитаться правительство? В чем суть его экономической стратегии?
Эту суть можно сформулировать словами первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Б.Чубайса: “У России нет денег для проведения промышленной политики”. Промышленная политика - главная составляющая курса стран, преодолевающих экономический и социально - политический кризис. Когда в обществе ухудшается экономическое положение, промышленное производство упало впятеро, резко сокращается число рабочих мест, целые регионы превращаются в зоны экономического бедствия, она настоятельно необходима.
Порочность и бесперспективность этого подхода изложена в работах большинства представителей российской экономической науки. В стране нет достаточных источников накопления для поддержания достигнутого уровня развития, уже имеющиеся капиталы в условиях углубления кризиса конъюнктуры покидают Россию.
Расходы федерального бюджета сократились за 1995 -1996 год с 24,8 % до 12,4% ВВП. ВВП за этот период сократился на 12%. В 1997 году тенденция падения доходов продолжилась. Всё более доходы бюджета формируются за счёт разного рода чрезвычайных поступлений. В июне 1997 года средства Газпрома, полученные от зарубежных кредитов, составили 41% федеральных доходов. В августе, по заявлениям пресс-службы ГНС произошло прогнозировавшееся специалистами налоговых органов падение доходов (план месяца выполнен едва на 50%). Затем собираемость налогов выросла за счет чрезвычайных мер: перерезали курочек, несущих еще хоть какие-то яйца.
Повышение собираемости налогов в летние месяцы 1997 года было достигнуто также благодаря увеличению денежной массы в мае-июне Центральным Банком. За семь месяцев денежная масса (М2) выросла на 24,8% при росте цен 8,4%, т.е. реальный рост составил 14%. По мнению аналитиков администрации президента России это и обеспечило рост собираемости налогов в 1,6 раза.
Рост налоговых доходов не был подкреплён ростом неналоговых доходов. Это не случайно: массовые продажи государственных запасов драгоценных камней и металлов в 1996 году полностью подорвали возможности получения этих доходов. Величина неналоговых доходов в общей структуре доходов федерального бюджета падает: в 1994 г. они составили 4,9%, в 1996 г. - 2,8%, в 1997 г. - 1,4% (ожидается), а в 1998 г. - лишь 0,9% (запланировано).
Доходы от использования государственного имущества или деятельности в общей структуре доходов имеют тенденцию к снижению: в 1995 г. они составили 1,7%, в 1996г. - 1,5%, в 1997 г. - 0,8 % (ожидается), а в 1998 г. - 1,3% (запланировано), что свидетельствует о снижении эффективности распоряжения государственным имуществом. Распродажа государственного имущества и запасов приводит к сокращению неналоговых доходов (в проекте они снижаются с 23,7 млрд. до 12 млрд. на первое полугодие 1998)[1]. Исчерпана и возможность увеличения внутреннего долга.
Неуклонно ухудшаются финансовые показатели работы предприятий. Доля убыточных предприятий выросла в первом полугодии 1997 года с 39,8% до 48,3 % по сравнению с первым полугодием 1996 года. На 1 января 1997 года 1665 предприятий имели задолженность больше 3 млрд. (всего сумма их недоимки 43,8 трлн. руб.) На 1 сентября таких должников уже 2391 предприятий и сумма их долга бюджету 54,85 трлн. руб. Доля налога на прибыль упала с 36 % до 15 % в налоговых доходах. Это приводит к сокращению налогооблагаемой базы.
В итоге расходы составили в 1997 году в первом полугодии 14,2 % ВВП, против 16,15 % ВВП в прошлом 1996 году. Чтобы скрыть эту тенденцию в проекте бюджета на 1998 год увеличиваются доли в ВВП отдельных видов расходов по сравнению с фактическими значениями этого года.
В 1997 году, как и в предыдущие годы, оказались неверными сценарные условия, положенные в основу бюджета. Снижение объёма ВВП в 1996 году против ожидаемого и положенного в основу расчётов бюджета 1997 года составило 44 млрд. руб. В 1997 году вместо  реального роста ВВП до 102,2 %, ожидается его стабилизация или сокращение до 98%.
В 1997 году произошло изменение методики расчёта ВВП, объективно завышающее его величину. Поэтому проектировки и прогнозы на 1998 год вызывают сомнения. Ожидать депрессивной стабилизации и тем более экономического роста в 1998 году можно было бы только при росте инвестиционной активности в предыдущем 1997 году. В реальности же объёмы инвестиций по отчётным данным упали за первое полугодие 1997 год на 10 % по сравнению с аналогичным периодом 1996 года.
Несмотря на заявления о расчёте бюджетного дефицита по международным стандартам, доходы от приватизации включают не в источники погашения дефицита, а в неналоговые доходы. Это не безобидное лукавство, а прямой обман. Разовые поступления маскируют уровень стабильности и размеров реальных ежегодных доходов. А ведь качество бюджетной политики определяется долей стабильных доходов.
Налоговые нагрузки на экономику растут за счёт налогов, угнетающих экономическую активность. Происходит рост акцизов на нефть, потребляемую в России, вводятся налоги с продаж. Хорошо известна угнетающая роль косвенных налогов. Поэтому в прогнозе сводного финансового баланса даже Правительство предрекает падение НДС на 5,1 млрд. руб. Реально оно будет вчетверо больше.
Примером ненадёжных бюджетных проектировок является финансирование оборонных расходов и военной реформы. В 1996 году на оборону и военную реформу было истрачено 136 трлн. руб., в т.ч. около 30 трлн. руб. в долг. В 1997 году ожидаемое исполнение 67,2 трлн. руб. на оборону и 2,5 - на военную реформу. Вместо обещанных бюджетом 1997 года 3,32 % ВВП будет выделено 2,72 % ВВП. В 1998 году обещано 2,97 % ВВП. Это означает снижение бюджетных обещаний по сравнению с обещаниями 1997 - 1996 года и сокращение реальных средств по сравнению с 1996 годом. Откуда же взять уверенность в выполнимости этих обещаний?
К примеру, для увольняющихся из армии по данным Госкомстата передано за первое полугодие 3374 квартиры (92% от аналогичного периода 96 года, или 52 % от уровня 1995). За это время очередь нуждающихся выросла со 158 до 161 тыс. семей. То есть жилья строят ничтожно мало, очередь растёт намного быстрей. А в 1998 году будет уволено 300- 500 тыс. военных. Им всем вроде как положены пенсия и жильё…
Падение налоговых и неналоговых доходов Правительство компенсирует активной распродажей государственного имущества. Список приватизированных предприятий включает объектов по рыночной стоимости на порядок превышающие бюджетные задания по приватизации (6,125 млрд. руб. и около 65 млрд. руб. соответственно).
Необходимо отметить в этом списке большое количество оборонных предприятий и естественных монополистов (“Транснефть”, ”Связьинвест”, крупнейшие международные аэропорты). Передача структур-монополистов в частные руки означает автоматический рост тарифов. Если сегодня монополии просто обеспечивают уровень зарплаты, относительно высокий для России, и при этом активно проедают основные фонды, то частные инвесторы увеличат капиталовложения ради сохранения основных фондов. Естественно, попытаются они получить и прибыль. Попытки же ограничить инвестиционную деятельность спровоцируют их только к усиленному расхищения активов.
В прогнозе на 1997 год Правительство отмечало: “Отсутствие класса реальных собственников, заинтересованных не только в получении дивидендов, но и долгосрочном развитии”. Такое отсутствие - прямой результат неверно выбранного варианта приватизации. В стране отсутствуют крупные стратегические собственники, способные разрабатывать и реализовывать долгосрочную стратегию развития. В России зарегистрировано 35 финансово-промышленных групп (ФПГ), однако все они находятся в стадии становления, имеют рыхлую структуру, несопоставимы по размерам с иностранными конкурентами. Только РАО “Газпром” входит в 500 крупнейших компаний мира. Это означает, что не созданы институциональные предпосылки экономического роста.
Такая политика не удовлетворяет уже даже МВФ, который жмется с выдачей РФ обещанных кредитов. Не удовлетворяет она западные деловые и политические круги, со страхом наблюдающие, как Россия катится в пропасть и предвидящие катастрофические последствия этого процесса для всего мира. Не устраивает она никого в России. Кроме одного человека.
В Российской Федерации все делается для человека, все ради человека, все - на благо человека. Мы все знаем имя этого человека. Именно перед ним будет вскоре отчитываться в своей успешной работе правительство.

Евгений Гильбо,
руководитель центра по разработке комплексных экономических программ «Модернизация»



[1] Цифры приводятся в номинале 1998 года
Subscribe
promo shel_gilbo november 28, 23:17 145
Buy for 100 tokens
Вчера начался краудфандинг на нашем клубном стрим-сервисе для проведения и продвижения наших вебинаров-стримов. Начало кампании показало, что не все понимают суть новой экономики и нового формата, оказались к нему не готовы. Ну, на то наш проект и образовательный, чтобы разъяснять непонятки. Мы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments