shel_gilbo (shel_gilbo) wrote,
shel_gilbo
shel_gilbo

Categories:

Базовый закон развития экономической общественной формации

Читая Ваши личные статьи и материалы с Информационного канала, у меня начал складываться определенный взгляд. Будьте добры, прокомментируйте и ответьте на мои вопросы по этому поводу.

Еще не так давно я был согласен с тем, что "экономика - это наука об эффективном распределении скудных ресурсов для удовлетворения безграничных людских нужд". Первый мой вопрос к Вам -
1. Правильно ли, по Вашему мнению, данное определение отражает сущность экономики?
Далее, информация исходящая из источников, непосредственно с Вами связанными, дает основания предполагать, будто ресурсы УЖЕ перестали или в БЛИЖАЙШЕЕ время перестанут быть скудными. А значит, перестает быть актуальным основной постулат экономики.
2. Правилен ли данный вывод?
Пойду еще дальше. На сколько я могу судить, до сих пор и на протяжении истории человечества, экономические (денежные) интересы являются основой (почти) всех человеческих отношений. Напр., существует особая ветвь исследований, где утверждается именно экономическая обусловленность законодательства. Также, производительная мотивация человека в большинстве своих проявлений носит именно экономический характер.
Из чего я заключаю, если пропадет необходимость экономики, то человечество войдет в абсолютно новую фазу своего развития с совершенно иными основами (мотивациями), более "естественными". С другой стороны, перестанут существовать экономич. инструменты управления массами. Еще один вывод - современная элита "не производит переход" к новому обществу именно потому, что пока никто не знает как в тех условиях управлять (экономическая-денежная мотивация масс пропадает).
3. Прокомментируйте последние рассуждения.

С уважением, Александр



1 Экономика действительно наука об оптимальном использовании ограниченных ресурсов. Те или иные ресурсы, бывает, действительно становятся иногда неограниченными. Но при этом они перестают быть интересны для экономической науки. В обозримом будущем какие-то ресурсы неизбежно будут ограниченными. Им и займется наука экономика. Например, времени всегда будет не хватать :)

2-3 Эту ситуацию в середине позапрошлого века проанализировал немецкий философ Карл Маркс. Он применил гегелевскую триадическую логику к процессу становления взаимоотношений человечества и материальных благ. В результате он выдвинул теорию последовательной смены формаций – доэкономической, экономической и постэкономической. При этом экономическая формация является отрицанием доэкономической, а постэкономическая – уже отрицанием отрицания, то есть возвратом к прошлому на более высоком уровне развития.

В постэкономической формации изобилие материальных благ снимает товарно-денежные отношения, как утратившие функцию регуляции распределения этих благ. Распределение идет на неэкономических принципах. Соответственно меняется и мотивация. Если в классической экономической ОФ поведение человека в отношении материальных благ определяется жлобскими мотивами (homo oeconomicus), а в доэкономической действует прежде всего мотивация выживания, то в постэкономической формации преобладает креативная мотивация.

Соответственно, история человечества представляет собой с точки зрения отношения к материальным благам процесс становления ЭОФ от доэкономической к постэкономической стадии. На первом этапе имеет место восходящая линия развития, которая достигает своей вершины в индустриальной (рыночной) фазе ЭОФ (19-20 века), а на втором – нисходящая линия развития. На первом этапе идет возрастание роли товарно-денежных отношений до максимума. Последовательно проходятся стадии насильственного рабовладения, церковно-феодального, а затем корпоративного строя – к строю буржуазному, опирающемуся на средний класс. На втором этапе идет повторение фаз восходящей линии в обратном порядке и на более высоком уровне: сначала расслоение креативного класса и опускающегося homo oeconomicus, уничтожение среднего класса и возврат к корпоративно-монархическому строю, поддерживающему жизнь плебса распределением жизненных ресурсов (и предоставлением занятости и статуса в системе распределения большому числу людей). Затем – переход от корпоративно-социалистической фазы к системе церковно-феодльной, но уже основанной на ненасильственном мотивировании (производство мотивации, пятеричный сектор экономики, переживает в этом периоде свой расцвет), затем идет переход к окончательному расслоению на обладателей технологий мотивирования других людей (магов) и их сытых и влюбленных в хозяина рабов. Эта идиллия заканчивается с окончательным обесценением материальных благ в силу их изобилия и переходом к родовой форме соприродного существования в рамках постэкономического общества, которое исходя из опыта жизни в обществе буржуазном представить еще сложнее, чем то, что я описал ранее.

Понятно, что анализ социальной перспективы остается сейчас уделом узкого круга не в силу неспособности “обычных” людей понять структуру будущего общества, а в силу весьма старательной и активной работы по исключению современных социологических знаний из общественного обсуждения. Это и понятно: элита хочет захватить в процессе социальной тарнсформации лучшие позиции в новом обществе, и вовсе не заинтересована плодить конкурентов. Поэтому вместо преподавания социологии и преподают в российских вузах свою лабуду недокормленные доценты-неудачники :)

Subscribe

promo shel_gilbo april 17, 2021 21:57 98
Buy for 100 tokens
Мы вступили в мир, где не существует вменяемой системы здравоохранения. В мир, где советы не заниматься самолечением, а обращаться к врачам, невыполнимы даже для весьма обеспеченных людей: найти компетентного врача практически невозможно, а ресурсов добраться в страны Средней Европы, где…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments