Читая Ваши личные статьи и материалы с Информационного канала, у меня начал складываться определенный взгляд. Будьте добры, прокомментируйте и ответьте на мои вопросы по этому поводу.
Еще не так давно я был согласен с тем, что "экономика - это наука об эффективном распределении скудных ресурсов для удовлетворения безграничных людских нужд". Первый мой вопрос к Вам -
1. Правильно ли, по Вашему мнению, данное определение отражает сущность экономики?
Далее, информация исходящая из источников, непосредственно с Вами связанными, дает основания предполагать, будто ресурсы УЖЕ перестали или в БЛИЖАЙШЕЕ время перестанут быть скудными. А значит, перестает быть актуальным основной постулат экономики.
2. Правилен ли данный вывод?
Пойду еще дальше. На сколько я могу судить, до сих пор и на протяжении истории человечества, экономические (денежные) интересы являются основой (почти) всех человеческих отношений. Напр., существует особая ветвь исследований, где утверждается именно экономическая обусловленность законодательства. Также, производительная мотивация человека в большинстве своих проявлений носит именно экономический характер.
Из чего я заключаю, если пропадет необходимость экономики, то человечество войдет в абсолютно новую фазу своего развития с совершенно иными основами (мотивациями), более "естественными". С другой стороны, перестанут существовать экономич. инструменты управления массами. Еще один вывод - современная элита "не производит переход" к новому обществу именно потому, что пока никто не знает как в тех условиях управлять (экономическая-денежная мотивация масс пропадает).
3. Прокомментируйте последние рассуждения.
С уважением, Александр
1 Экономика действительно наука об оптимальном использовании ограниченных ресурсов. Те или иные ресурсы, бывает, действительно становятся иногда неограниченными. Но при этом они перестают быть интересны для экономической науки. В обозримом будущем какие-то ресурсы неизбежно будут ограниченными. Им и займется наука экономика. Например, времени всегда будет не хватать :)
2-3 Эту ситуацию в середине позапрошлого века проанализировал немецкий философ Карл Маркс. Он применил гегелевскую триадическую логику к процессу становления взаимоотношений человечества и материальных благ. В результате он выдвинул теорию последовательной смены формаций – доэкономической, экономической и постэкономической. При этом экономическая формация является отрицанием доэкономической, а постэкономическая – уже отрицанием отрицания, то есть возвратом к прошлому на более высоком уровне развития.
В постэкономической формации изобилие материальных благ снимает товарно-денежные отношения, как утратившие функцию регуляции распределения этих благ. Распределение идет на неэкономических принципах. Соответственно меняется и мотивация. Если в классической экономической ОФ поведение человека в отношении материальных благ определяется жлобскими мотивами (homo oeconomicus), а в доэкономической действует прежде всего мотивация выживания, то в постэкономической формации преобладает креативная мотивация.
Соответственно, история человечества представляет собой с точки зрения отношения к материальным благам процесс становления ЭОФ от доэкономической к постэкономической стадии. На первом этапе имеет место восходящая линия развития, которая достигает своей вершины в индустриальной (рыночной) фазе ЭОФ (19-20 века), а на втором – нисходящая линия развития. На первом этапе идет возрастание роли товарно-денежных отношений до максимума. Последовательно проходятся стадии насильственного рабовладения, церковно-феодального, а затем корпоративного строя – к строю буржуазному, опирающемуся на средний класс. На втором этапе идет повторение фаз восходящей линии в обратном порядке и на более высоком уровне: сначала расслоение креативного класса и опускающегося homo oeconomicus, уничтожение среднего класса и возврат к корпоративно-монархическому строю, поддерживающему жизнь плебса распределением жизненных ресурсов (и предоставлением занятости и статуса в системе распределения большому числу людей). Затем – переход от корпоративно-социалистической фазы к системе церковно-феодльной, но уже основанной на ненасильственном мотивировании (производство мотивации, пятеричный сектор экономики, переживает в этом периоде свой расцвет), затем идет переход к окончательному расслоению на обладателей технологий мотивирования других людей (магов) и их сытых и влюбленных в хозяина рабов. Эта идиллия заканчивается с окончательным обесценением материальных благ в силу их изобилия и переходом к родовой форме соприродного существования в рамках постэкономического общества, которое исходя из опыта жизни в обществе буржуазном представить еще сложнее, чем то, что я описал ранее.
Понятно, что анализ социальной перспективы остается сейчас уделом узкого круга не в силу неспособности “обычных” людей понять структуру будущего общества, а в силу весьма старательной и активной работы по исключению современных социологических знаний из общественного обсуждения. Это и понятно: элита хочет захватить в процессе социальной тарнсформации лучшие позиции в новом обществе, и вовсе не заинтересована плодить конкурентов. Поэтому вместо преподавания социологии и преподают в российских вузах свою лабуду недокормленные доценты-неудачники :)
Journal information