?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Я хочу спросить Вас о совести. Для меня, воспитанного на Кимовском "Совесть - это нравственная категория, позволяющая безошибочно отличать дурное от доброго", совесть всегда представлялась главным выразителем внутренней интуиции, камертоном, с которым я сверял свои поступки. В последнее время мои желания все чаще идут в разрез с этим камертоном, и возникает вопрос: может быть совесть - это не выразитель внутренней интуиции, а инструмент надсмотрщика? Что такое совесть вообще и как с ней взаимодействовать?

С уважением, Сергей.

P.S. В одной из очень давних рассылок Вы писали о том, что в наших ВУЗах учат устаревшим заблуждениям, и приводили примеры. Может быть Вы можете, если у Вас есть время и желание, привести такие примеры из области физики (меня это интересует как человека, получившего физическое образование)?

Совесть - это нечто совсем другое, чем то, что подразумевает под этим Ким. Совесть может быть только у свободных людей. Совесть есть проявление божественной интуиции. У раба этой интуиции нет, и в силу этого он начинает считать совестью тормозящее действие надсмотрщика.

Наиболее острые формы это принимает у раба, получившего образование и обладающего рефлексией. Совершенно иррациональные ограничения делают его жизнь мучительной, но возводятся им в ранг добродетели. Например, свойственное нашей образованщине комичное неумение брать деньги за свои услуги (у профессионалов такой проблемы не было - вспомните профессора Преображенского, исключение составляли лишь "кухаркины дети" первого поколения).

[Нажмите, чтобы прочитать]

Именно к такой "совести" и относил Чехов свое категорическое требование по капле выдавливать из себя раба. Именно эти внутренние ограничения, заставляющие совершать нерациональные, но "совестливые" поступки он высмеивал в образах то кланяющихся начальству чиновников, то в образе вешающего земского врача, который из жалости перевязал лапку одной собачке, затем - другой, а к концу недели вокруг его домика уже воет свора больных псов со всей губернии. Думаю, ясно, что это Чехов не о собаках.

Моя мать брала с пациентов половину положенного гонорара, мотивируя это тем, что "не могу брать плату с больных людей". Вопрос - зачем тогда становиться врачом? Работай со здоровыми. Ее дядя в послевоенном Каунасе отказывался взять у пациента конвертик с деньгами не замечая, что конвертик с каждым разом становится все толще. Его страшно удивило, что в конце концов тот упал на колени и со слезами заявил: "Возьмите, доктор! Больше у меня денег нет!".

Эта непрактичность на самом деле является извращенным отражением традиционного русского нежелания зарабатывать. Их всех очень устраивало сидеть на окладе - и до сих пор устраивает, несмотря на то, что оклад уже маленький. Вчера в одной клинике (где уже несколько лет платная форма сосуществует с бесплатной) врач "не смогла" взять у меня деньги за процедуру - пришлось передать ей через другого врача.

Они не хотят и не умеют зарабатывать. Я начал зарабатывать в студенческие годы и знаю, что сколько стоит. Поэтому никогда не возьму меньше или больше. А с этими всегда просто беда.

То же самое относится к вечным метаниям по поводу множества вопросов практической жизни. Они происходят не от "совестливости", а от непрактичности. неспособности принять твердое решение по какому-либо поводу.

Имея в виду эти свойства российской интеллигенции и дал В.И,Ленин свое знаменитое краткое определение: "Интеллигенция - это говно". При всей резкости этого определения, на протяжении долгого времени интеллигенция старательно его оправдывает.

Особенно в этом плане показательны подлизывания задницы Б.Н.Ельцина со стороны писателей и артистов типа пецуха, Ахеджаковой или Михалкова, а также массовое восхищение Вовочкой Путиным после его назначения на высокую должность. Эта массовость хорошо показала, что совести у интеллигенции нет, пусть не путают они с ней свою непрактичность и мнительность по повседневным вопросам. Когда необходим моральный выбор, эти господа действуют аморально.

Я окончательно понял абсолютную правоту Ленина в этом вопросе, когда ознакомился с верноподданнической телеграммой СПб Союза ученых Ельцину от 4 октября 1993 года, где они приветствовали фашистский переворот - а ведь никто их за язык не тянул. Думаю, и эвтаназию они бы тоже поддержали.

Так что еще раз повторю - не называйте эти дерьмовые интеллигентские метания и прочую достоевщину совестью. Совесть может быть лишь у свободных людей. А это все просто проявления холопского духа и холопских выпендриваний. Эту мнимую "совесть" возводят в ранг добродетели лишь для того, чтобы хоть как-то оправдать свою неуспешность в реальной жизни, сочиняя мифы, будто "пробиться" могут только те, у кого совести нет.





Подписаться на Telegram канал shel_gilbo
promo shel_gilbo сентябрь 19, 23:51 24
Buy for 100 tokens
5 октября (суббота) в Лейпциге (Германия) состоится мой семинар ОСВОЕНИЕ ЕВРОПЫ В программе семинара: Вписывание в европейское общество «сверху» Почему иммигранты предпочитают вписываться «снизу» Специфика европейского левого дискурса Европейская бюрократия: как…

Комментарии

sergei_borodin
5 апр, 2015 08:13 (UTC)
Re: Честь и совесть рядом, емнип
Ну, осознание поступков - это совсем сбоку.
Собссно, для большинства оно и не нужно - достаточно "надсмотрщика".

Но и осознание, даже без последствий наказания, не означает, что человек совершит заведомо осуждаемый поступок.

Ну, например, типа "взять чужое" - не взять не потому, что накажут, а потому, что не твоё.

Мне не жалко "обманутых вкладчиков", "так им и надо". Если мозгов нет, то учить можно только розгами или как академик Павлов.
Но это не означает, что я сам стал бы поступать так с "лохами", коих большинство, ибо это доставит мне "душевный дискомфорт".

Кстати, Евгений сетует на "неумение брать деньги", вроде как "совестно", но гораздо труднее от денег отказаться.
retir_ed
5 апр, 2015 12:54 (UTC)
Re: Честь и совесть рядом, емнип
Более, чем согласен. Кроме последнего, об "отказе от денег".
Вот например. Послал Е.В. скан его статьи в Знание-сила 89 года.
Ридера нет, но можно было этот скан в онлайн оцифровать, отредактировать, красиво отформатировать и предложить за деньги. По затратам времени + стоимость часа моей последней работы = где-то 50 баксов. Учитывая, что это уже готовый эксклюзив здесь и сейчас, можно было предлагать за 100 для начала.
Вероятно, он и торговаться не стал бы, такая мелочь...
Можно было потратить время (а оно у меня есть:))) на разыскание этой статьи в инете и уточнить эти +50 "за эксклюзив", много/мало.
Не исключено, что её (статьи) там и вообще нет, только в библиотеку. Вот она и верхняя граница.
Только вот последние пару лет сильно кажется мне, что т.наз. вн. свобода заключается не в возможности выбора, типа делать, что хочешь, а в возможности не делать того, что не хочешь.
Деньги на дороге лежат, а я отказываюсь.
И так всегда было, ещё в 90-е, в коммерции, понял я, что деньги - это совсем не факт наличия, а процесс.
А Е.В. очередное гран мерси за то, что он интуитивные эти представления помог осознать.

ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ

Освоение архива вопросов и ответов по личностному росту гарантирует ежедневное изменение Ваших отношений с реальностью к лучшему.
Октябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Метки

Разработано LiveJournal.com
Дизайн Jamison Wieser