?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Я хочу спросить Вас о совести. Для меня, воспитанного на Кимовском "Совесть - это нравственная категория, позволяющая безошибочно отличать дурное от доброго", совесть всегда представлялась главным выразителем внутренней интуиции, камертоном, с которым я сверял свои поступки. В последнее время мои желания все чаще идут в разрез с этим камертоном, и возникает вопрос: может быть совесть - это не выразитель внутренней интуиции, а инструмент надсмотрщика? Что такое совесть вообще и как с ней взаимодействовать?

С уважением, Сергей.

P.S. В одной из очень давних рассылок Вы писали о том, что в наших ВУЗах учат устаревшим заблуждениям, и приводили примеры. Может быть Вы можете, если у Вас есть время и желание, привести такие примеры из области физики (меня это интересует как человека, получившего физическое образование)?

Совесть - это нечто совсем другое, чем то, что подразумевает под этим Ким. Совесть может быть только у свободных людей. Совесть есть проявление божественной интуиции. У раба этой интуиции нет, и в силу этого он начинает считать совестью тормозящее действие надсмотрщика.

Наиболее острые формы это принимает у раба, получившего образование и обладающего рефлексией. Совершенно иррациональные ограничения делают его жизнь мучительной, но возводятся им в ранг добродетели. Например, свойственное нашей образованщине комичное неумение брать деньги за свои услуги (у профессионалов такой проблемы не было - вспомните профессора Преображенского, исключение составляли лишь "кухаркины дети" первого поколения).

[Нажмите, чтобы прочитать]

Именно к такой "совести" и относил Чехов свое категорическое требование по капле выдавливать из себя раба. Именно эти внутренние ограничения, заставляющие совершать нерациональные, но "совестливые" поступки он высмеивал в образах то кланяющихся начальству чиновников, то в образе вешающего земского врача, который из жалости перевязал лапку одной собачке, затем - другой, а к концу недели вокруг его домика уже воет свора больных псов со всей губернии. Думаю, ясно, что это Чехов не о собаках.

Моя мать брала с пациентов половину положенного гонорара, мотивируя это тем, что "не могу брать плату с больных людей". Вопрос - зачем тогда становиться врачом? Работай со здоровыми. Ее дядя в послевоенном Каунасе отказывался взять у пациента конвертик с деньгами не замечая, что конвертик с каждым разом становится все толще. Его страшно удивило, что в конце концов тот упал на колени и со слезами заявил: "Возьмите, доктор! Больше у меня денег нет!".

Эта непрактичность на самом деле является извращенным отражением традиционного русского нежелания зарабатывать. Их всех очень устраивало сидеть на окладе - и до сих пор устраивает, несмотря на то, что оклад уже маленький. Вчера в одной клинике (где уже несколько лет платная форма сосуществует с бесплатной) врач "не смогла" взять у меня деньги за процедуру - пришлось передать ей через другого врача.

Они не хотят и не умеют зарабатывать. Я начал зарабатывать в студенческие годы и знаю, что сколько стоит. Поэтому никогда не возьму меньше или больше. А с этими всегда просто беда.

То же самое относится к вечным метаниям по поводу множества вопросов практической жизни. Они происходят не от "совестливости", а от непрактичности. неспособности принять твердое решение по какому-либо поводу.

Имея в виду эти свойства российской интеллигенции и дал В.И,Ленин свое знаменитое краткое определение: "Интеллигенция - это говно". При всей резкости этого определения, на протяжении долгого времени интеллигенция старательно его оправдывает.

Особенно в этом плане показательны подлизывания задницы Б.Н.Ельцина со стороны писателей и артистов типа пецуха, Ахеджаковой или Михалкова, а также массовое восхищение Вовочкой Путиным после его назначения на высокую должность. Эта массовость хорошо показала, что совести у интеллигенции нет, пусть не путают они с ней свою непрактичность и мнительность по повседневным вопросам. Когда необходим моральный выбор, эти господа действуют аморально.

Я окончательно понял абсолютную правоту Ленина в этом вопросе, когда ознакомился с верноподданнической телеграммой СПб Союза ученых Ельцину от 4 октября 1993 года, где они приветствовали фашистский переворот - а ведь никто их за язык не тянул. Думаю, и эвтаназию они бы тоже поддержали.

Так что еще раз повторю - не называйте эти дерьмовые интеллигентские метания и прочую достоевщину совестью. Совесть может быть лишь у свободных людей. А это все просто проявления холопского духа и холопских выпендриваний. Эту мнимую "совесть" возводят в ранг добродетели лишь для того, чтобы хоть как-то оправдать свою неуспешность в реальной жизни, сочиняя мифы, будто "пробиться" могут только те, у кого совести нет.





Подписаться на Telegram канал shel_gilbo
promo shel_gilbo june 28, 02:47 39
Buy for 100 tokens
В августе-сентябре я провожу в Петербурге и Москве серию семинаров на разные темы Первый из них 24-25 августа будет посвящён Алхимии и её взаимоотношениям с современной аналитической наукой. Я расскажу как и почему ошибочное разделение на атомы и молекулы стало тормозом технологического развития,…

Комментарии

yarnovosti
4 апр, 2015 12:54 (UTC)
Сказали Вы много, но определение "совести" так и не дали.
---------------------------------
Скорей всего, единого определения и нет. Ближе всего к понятию «совесть» стоит «честь». Не случайно, их часто употребляют вместе. И, конечно, честь может быть только у свободного человека. Значит, это справедливо и в отношении совести.

Здесь, по всей видимости, нужно идти от обратного: дать определение, что такое «бессовестный человек» и «бессовестное поведение».

Ленинская оценка относится только к лакейской, продажной части интеллигенции, т.е. как раз к несвободным людям, у которых нет совести и чести, а не ко всей интеллигенции. Ленин сам был интеллигентом, и вряд ли себя он считал говном))


Edited at 2015-04-04 13:02 (UTC)
sergei_borodin
4 апр, 2015 13:11 (UTC)
Идти надо от "функции", которую "совесть" выполняет в сознании человека.

Функция совести заключается в предотвращении поступков заведомо осуждаемых "обществом".
То есть, "совесть" помогает адаптироваться в социальных структурах.

"Совесть" и "честь" стоят рядом именно потому, что эти понятия _разные_.
(Иначе какой смысл в употреблении синонимов, да еще объединенных союзом "и")

Но ваащще-то, я бы избегал спекуляций на тему "истинно свободного человека", че там у него может быть, а чего нет - честь, там, или "достоинство" какое.

Это типично демагогический прием, ни сколько не приближающий к мониманию явления: "И, конечно, честь может быть только у свободного человека".

Нельзя строить определение н неопределенных понятиях.
Для меня Ваша фраза не несет никакого смысла.
Здесь есть только спекуляция на тему, что "быть свободным - это хорошо".

Как практик, могу только предложить найти "истинно свободного человека" и выпотрошить его, тщательно документируя, что там у него есть.
retir_ed
4 апр, 2015 16:30 (UTC)
Честь и совесть рядом, емнип
только в одном лозунге про "нашу эпоху" употреблялись.
В просторечии говорили "ни чести, ни совести". Стругацкие незабвенные: "Знаю я таких: ни чести, ни совести, белокурая бестия. Повелитель дураков".
В Вашем предыдущем посте замечательно сказано было, что две стороны, боязнь осуждения и принципы, перед которыми осуждение не катит.
Но, имхо, Е.В. немного о другом, о некритическом восприятии, что надсмотрщик вынуждает нас к поступкам/оценкам, тогда как они должны быть осознаны, выбор должен быть сделан мозгами.
Что такое "по настоящему свободный человек", я тоже не знаю и тоже никогда не заморачивался, но, повторюсь, тексты Е.В., во-первых, заставляют подумать головой, а, во-вторых, ВСЕГДА (тоже повторюсь, знаком ещё со времён сайта "модернизация", это, не наврать бы 99-й год) с пользой для дела.
shel_gilbo
4 апр, 2015 18:39 (UTC)
Re: Честь и совесть рядом, емнип
неужели кто-то читал сайт "Модернизация"?...
retir_ed
4 апр, 2015 18:53 (UTC)
Re: Честь и совесть рядом, емнип
А то! Стесняюсь спросить, а где/кто/как/куда нынче Н.фон.Крейтер?
Вроде так?
Я редко встреваю в инете, воспользуюсь случаем выразить личную признательность и благодарность: Вы своей работой помогли мне по жизни, как никто! Я тут писал уже где-то... а... вот:
http://shel-gilbo.livejournal.com/99182.html?thread=1277550#t1277550
retir_ed
4 апр, 2015 18:59 (UTC)
Re: Честь и совесть рядом, емнип
где/кто/куда - в смысле почитать :)))
shel_gilbo
4 апр, 2015 20:17 (UTC)
Re: Честь и совесть рядом, емнип
фон Крейтор скончался... уже больше десяти лет как... :(
retir_ed
4 апр, 2015 20:38 (UTC)
печально :(
как говорил персонаж Ю.Семёнова, сам-то я посредственность, поэтому неординарных людей отмечаю сразу...
печально :(((
retir_ed
4 апр, 2015 19:28 (UTC)
насмешу :)
В свои времена собирал интересную инфу, библиотека само собой, но и всякие интересные вырезки из журналов, в расчёте "сейчас некогда, а вот пойду на пенсию - разберу".
Разобрать, конечно, до сих пор не удалось, но!
Среди многая фигни абсолютно случайно наткнулся на Вашу статью о Фрейде в Знание-Сила за, типа, 88-й год.
retir_ed
4 апр, 2015 20:52 (UTC)
виноват, засир@ю тему
не могу удержаться... ностальжи...
http://ic.pics.livejournal.com/retir_ed/20134788/493/493_300.jpg
и текст есть - retir_ed - 4 апр, 2015 21:20 (UTC) - Развернуть
shel_gilbo
4 апр, 2015 20:52 (UTC)
Re: насмешу :)
Да, мне заказали реабилитанс Фрёйда, да этого его положено было ругать...
Точнее, заказали не мне, а Радзиховскому, но он переправил заказ мне...
N_Neandertalien
4 апр, 2015 22:11 (UTC)
А про бандеровцев на сайте Модернизация было? Re: Честь

А про бандеровцев на сайте Модернизация было?
sergei_borodin
5 апр, 2015 08:13 (UTC)
Re: Честь и совесть рядом, емнип
Ну, осознание поступков - это совсем сбоку.
Собссно, для большинства оно и не нужно - достаточно "надсмотрщика".

Но и осознание, даже без последствий наказания, не означает, что человек совершит заведомо осуждаемый поступок.

Ну, например, типа "взять чужое" - не взять не потому, что накажут, а потому, что не твоё.

Мне не жалко "обманутых вкладчиков", "так им и надо". Если мозгов нет, то учить можно только розгами или как академик Павлов.
Но это не означает, что я сам стал бы поступать так с "лохами", коих большинство, ибо это доставит мне "душевный дискомфорт".

Кстати, Евгений сетует на "неумение брать деньги", вроде как "совестно", но гораздо труднее от денег отказаться.
retir_ed
5 апр, 2015 12:54 (UTC)
Re: Честь и совесть рядом, емнип
Более, чем согласен. Кроме последнего, об "отказе от денег".
Вот например. Послал Е.В. скан его статьи в Знание-сила 89 года.
Ридера нет, но можно было этот скан в онлайн оцифровать, отредактировать, красиво отформатировать и предложить за деньги. По затратам времени + стоимость часа моей последней работы = где-то 50 баксов. Учитывая, что это уже готовый эксклюзив здесь и сейчас, можно было предлагать за 100 для начала.
Вероятно, он и торговаться не стал бы, такая мелочь...
Можно было потратить время (а оно у меня есть:))) на разыскание этой статьи в инете и уточнить эти +50 "за эксклюзив", много/мало.
Не исключено, что её (статьи) там и вообще нет, только в библиотеку. Вот она и верхняя граница.
Только вот последние пару лет сильно кажется мне, что т.наз. вн. свобода заключается не в возможности выбора, типа делать, что хочешь, а в возможности не делать того, что не хочешь.
Деньги на дороге лежат, а я отказываюсь.
И так всегда было, ещё в 90-е, в коммерции, понял я, что деньги - это совсем не факт наличия, а процесс.
А Е.В. очередное гран мерси за то, что он интуитивные эти представления помог осознать.
retir_ed
4 апр, 2015 15:41 (UTC)
Нет такой "ленинской оценки"
Просто умиляют инет-обсуждения небывальщины.

Из письма А.М. Горькому от 15 сентября 1919 года:

"Интеллектуальные силы" народа смешивать с "силами" буржуазных интеллигентов неправильно. За образец их возьму Короленко: я недавно прочел его, писанную в августе 1917 года, брошюру "Война, отечество и человечество". Короленко ведь лучший из "околокадетских", почти меньшевик. А какая гнусная, подлая, мерзкая защита империалистической войны, прикрытая слащавыми фразами! Жалкий мещанин, плененный буржуазными предрассудками! Для таких господ 10 000 000 убитых на империалистической войне ? дело, заслуживающие поддержки (делами, при слащавых фразах "против" войны), а гибель сотен тысяч в справедливой гражданской войне против помещиков и капиталистов вызывает ахи, охи, вздохи, истерики. Интеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и ее пособников, интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На деле это не мозг, а говно. "Интеллектуальным силам", желающим нести науку народу (а не прислуживать капиталу), мы платим жалование выше среднего. Это факт. Мы их бережем. Это факт. Десятки тысяч офицеров у нас служат Красной Армии и побеждают вопреки сотням изменников. Это факт...

(В.И. Ленин, Полное собрание сочинений, издание пятое Изд-во политической литературы, 1978 г. т. 51, стр. 48-49)

ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ

Освоение архива вопросов и ответов по личностному росту гарантирует ежедневное изменение Ваших отношений с реальностью к лучшему.
Август 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Последние материалы:

Метки

Разработано LiveJournal.com
Дизайн Jamison Wieser