?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Советская система образования никогда не была лучшей в мире. В 50-е годы по рейтингу ЮНЕСКО она стояла на 3-м месте в мире по уровню и объему знаний своих учеников. К 80-м годам она сползла по этому показателю в третью десятку.

Но этот показатель вовсе не является интегральным. Уровень знаний не есть показатель успешности образования. Важна еще практическая ориентированность знаний. А вот с этим в России было плохо всегда.

По сути, система была ориентирована на подготовку специалистов-рабов, исполнителей. Творческая составляющая допускалась лишь в инженерной сфере. Система преподавания в школе была и остается гимназическая, предметно-поурочная, обучение основам наук. Академические науки втюхиваются детям вместо реально полезных по жизни знаний. Они выходят из школы, имея определенное представление об анатомии червяка или процессе устройства маятника, но не о том, как строить отношения с людьми, защищать свои права, делать свой бизнес, зарабатывать и получать заработанное, адаптироваться в природной и социальной среде. Они выходят, набитые маниловскими иллюзиями вместо реальных представлений о людях и человеческом обществе, и в результате их жизнь превращается в цепь разочарований и поражений.

Я закончил одну из лучших школ в СССР, один из амбициозных проектов советского ВПК, призванный готовить лучшие научные и инженерные кадры для него. Многие мои однокашники-отличники сегодня занимаются всяческой фигней - установкой антенн на домах, ремонтом квартир и т.п. Один даже оператором на заводе. и все это после окончания самых престижных вузов. Их сверхквалификация не дала им никаких преимуществ в жизни - вообще не пригодилась. Другие мои соученики имеют сегодня кафедры в ряде вузов США, Израиля и Европы - но это те, кто уже тогда больше задумывался о жизни, а не о физике (а другие в тех же США и Израиле прозябают на мелких ассистентских должностях, выполняя всю работу за сильно уступающих им по квалификации профессоров).

Вузовская система также даже в лучшие свои времена была совершенно оторвана от жизни. Даже самые лучшие вузы - МФТИ, МВТУ, МГУ, ЛГУ, ЛЭТИ, ЛПИ давали в лучшем случае чисто техническое образование. В то же время в любой цивилизованной стране действует принцип, что инженер есть организатор производства, что он по сути предприниматель, это часть его квалификации. Человек, обладающий ТОЛЬКО инженерно-техническими познаниями, называется техником. Так вот, даже эти вузы готовили просто хороших техников, снабжая их инженерными дипломами. А остальные готовили посредственных техников.

[Нажмите, чтобы прочитать]

Так что советская система образования была ПОРОЧНА ИЗНАЧАЛЬНО, готовя квалифицированных рабов, исполнителей, в принципе не способных к самостоятельной игре, защите своих интересов, реализации собственных проектов вне некой системы, компенсирующей их ублюдочность. Но даже и система, готовившая менеджеров - система ВПШ, давала совершенно недостаточный для самостоятельной жизни уровень знаний об обществе и человеческих отношениях, готовила менеджеров среднего звена, исполнителей, способных работать лишь в системе.

Так что успеха некоторые выпускники этой системы достигали не благодаря, а вопреки ей, в тех случаях, когда природный талант, домашнее воспитание или самообразование снабжали их теми знаниями, которых не давала советская система образования.

Такое образование нельзя назвать высшим по мировым стандартам. Это - профессиональное образование. Высшее же образование включает, помимо профессиональных, знания, которые обеспечивают высокую адаптивность в жизни, гарантируют преимущества в решении жизненных проблем, в освоении новых знаний в меняющемся мире. Ничего этого не давалось.

Высшее образование во всех странах мира дает высокие конкурентные преимущества. В США доходы лиц с высшим образованием в среднем строе превышают доходы лиц без оного. В Европе разница несколько меньше, поскольку социализма больше, но и здесь она более чем вдвое.

Дают ли российские вузы такой эффект? Если нет, то почему даваемое ими образование следует называть высшим?

Деградация последних лет коснулась в первую очередь действительно качественной научно-технической составляющей советского образования. Затронула она и социологическую составляющую - вместо архаичных, но имеющих отношении к реальности истмата и научного коммунизма стали преподавать какую-то беспорядочную смесь еще более архаичных либеральных теорий с мистической фигней типа дугинской геополитики, московской политологии, антисемитизма и т.п. Все это обладает еще меньшей полезностью для адаптации в обществе. правильного понимания происходящего.

Так что российская система образования гарантированно готовит инвалидов умственного труда. Если Путин считает эту систему для себя хорошей - значит, ему нужно общество рабов и госслужащих, изначально несамостоятельных людей, специалистов, каждый из которых, как пояснил еще Козьма Прутков, подобен флюсу: полнота его одностороння.




Buy for 30 tokens
***
...

Комментарии

( 100 комментариев — Оставить комментарий )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
sergei_borodin
26 фев, 2015 03:58 (UTC)
Вы, видимо, упустили из виду, что советская система образования готовила
специалистов для СССР, а не стран Запада.
И ровно по той же причине выпускникам не давали _теоретических_ же знаний о том, "как строить отношения с людьми, защищать свои права, делать свой бизнес...".

Странные какие-то претензии у Вас. Вы считаете, что выпускники ВПШ должны были
соревноваться с секретарями ЦК? ОК, это было б хорошо.
Но странно требовать от системы, чтоб она же готовила б себе могильщиков.

Другое дело, что советская система образования не занималась "garbadge disposal" и потом уже сама система была вынуждена всех этих "специалистов" как-то трудоустраивать.
Я тоже учился в лучшем советском ВУЗе, выпускавшем инженеров электронной техники.
Так вот, мне моих знаний и умений хватило для работы в США, а элементарщина, на которую я сходу указал тамошним спецам даже в голову не приходила.

Капитализьм расставил всё по местам, ага, - из нашей группы работают по специальности только двое, а выпускала ли система рабов я сильно сомневаюсь.
Из хорошеге технического специалиста трудно одновременно сделать раба.
Для этого надо ему с детства ставить красные флажки в сознании: вот досюда думать можно, а дальше уже нельзя.
Рабство - оно в голове, а не в образовании.

Ну и, кстати, я тоже был сторонником мифа о том, "деградация последних лет коснулась в первую очередь действительно качественной научно-технической составляющей советского образования".
Однако же, встречи с молодыми инженерами опровергли это утверждение.
Ну да, встречаются "электронщики", не слышавшие про закон Ома, но лихо соединяющие ножки процессоров.

Так и в наше с Вами время такие были.
apleks
26 фев, 2015 06:26 (UTC)
А Вы сами понимаете закон Ома? ))))))))))))))
Без интернета сможете его написать?

Edited at 2015-02-26 06:46 (UTC)
(без темы) - sergei_borodin - 26 фев, 2015 07:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - apleks - 26 фев, 2015 07:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - yeltsin_ist - 26 фев, 2015 07:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - apleks - 26 фев, 2015 09:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - yeltsin_ist - 26 фев, 2015 09:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - apleks - 26 фев, 2015 14:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - yeltsin_ist - 26 фев, 2015 15:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - apleks - 26 фев, 2015 15:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - cran_berry - 28 фев, 2015 16:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - cran_berry - 28 фев, 2015 16:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - cran_berry - 28 фев, 2015 16:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sergei_borodin - 26 фев, 2015 09:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - apleks - 26 фев, 2015 09:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sergei_borodin - 26 фев, 2015 09:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - shel_gilbo - 26 фев, 2015 14:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vladimirow - 26 фев, 2015 15:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - cran_berry - 28 фев, 2015 21:27 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
26 фев, 2015 06:42 (UTC)
Не надо путать разные специальности. Технический специалист - одна специальность, а бизнесмен-управленец - другая. Я немножко знаю коллег - выпускников технических вузов Израиля, Штатов, Индии, Японии. Те, кто инженеры - не управленцы. Кто переквалифицируется на бизнес - отходят от техники.
apleks
26 фев, 2015 06:45 (UTC)
Собственно я во многом согласен, но не считаю, что система образования, а высшее продолжало начальное и среднее, была порочной. Какая задача у образования? Подготовить человека к взрослой жизни. Так она и готовила к рабской жизни в советском обществе. Главное было научить творческого человека не выступать и не высовываться научить его играть по общепринятым правилам и тогда ему всё давалось. Творцы были не нужны, нужны были тупые исполнители. Это же не их вина, что Горби их освободил без их спроса. Кто по умнее и принимал правила игры, но оставался готовым к инициативе их довольно споро принимали в партию и повышали.
Кто хотел учится вполне мог учится, я например довольно неплохо разобрался в электронике... по Гарвардским учебникам. )) Начал с инициативы, получил по шапке, понял, оценили и начали двигать как я не упирался.
Порочной была не система образования, а политическая система страны соответственно все системы: образования, здравоохранения, пенсионная ит.д были заточены под её задачи.
cran_berry
28 фев, 2015 20:54 (UTC)
> Так она и готовила к рабской жизни в советском обществе

>>> Ухты блин - оказывается в СССР были одни рабы. Ну а на светлом западе - ясно = сплошные хозяева. Детский сад...

> Главное было научить творческого человека не выступать и не высовываться научить его играть по общепринятым правилам

>>> Дуракам дял сведения - советский гражданин мог на начальство залупаться так, как в голову не придет никому в США или Канаде. Просто в голову не придет - испортить отношение с непосредственным начальством - прямой путь к увольнению, что на западе означает суровые проблемы. Потому с точки зрения "не выступать" любая западная стран даст сто очков СССР

> Творцы были не нужны, нужны были тупые исполнители

>>> Королев со Шкловским смотрят на тебя с недоумением

> Кто по умнее и принимал правила игры,

>>> Идиотам на заметку - правила игры принимают в любой стране мира все взрослые люди. Это социальное общество - если ты не умеешь выстраивать отношения - у тебя будут проблемы, тебя назвут социопатом и будут соотвественно относиться. В СШа и Канаде этому всему учат с детства - еще в детском саду, антисоциальное поведение жестко подавляется - гораздо жестче, чем в СССР.

> Кто хотел учится вполне мог учится, я например довольно неплохо разобрался в электронике.

>>> Да мы видели твои разобрался - закон ома сформулировать не в состоянии на бытовом уровне

> Порочной была не система образования, а политическая система страны

>>> Дурак ты малолетний, то, что ты приписываешь СССР многократно сильнее проявлется в зарегулированном западном мире. Это и есть цивилизация - нагнутые граждане, которые о политике и цвете кожи не разговаривают даже с друзьями, где подросток может сесть за обычную драку, по-настоящему сесть, где несоторожное слово может перетечь в "record", который делает человека изгоем на десятилетия
(Анонимно)
26 фев, 2015 07:27 (UTC)
больно в Вас разочаровываться :)
вот Вы пишете "Многие мои однокашники-отличники сегодня занимаются всяческой фигней - установкой антенн на домах, ремонтом квартир и т.п. Один даже оператором на заводе. и все это после окончания самых престижных вузов. Их сверхквалификация не дала им никаких преимуществ в жизни - вообще не прекратилась. Другие мои соученики имеют сегодня кафедры в ряде вузов США"

А реально надо задуматься: а счастливее и актуализированнее вторые или нет?
Какая разница кем они работают. Может зав.кафедрой все опостылело и он мечтает все бросить и быть более свободным в России и заниматься в свое удовольствие установкой антенн и не париться как научить дебилов студентов науке :)))
(Анонимно)
26 фев, 2015 07:52 (UTC)
Не все потеряно ?
Не все потеряно (в сфере образования)
https://uchitel-dlya-rossii.timepad.ru/event/181192/
jiross
26 фев, 2015 08:34 (UTC)
каждому своё
У каждого свой опыт но обобщить смог только автор блога.
Мой опыт подтверждает сказанное Евгением Витальевичем.
Всё что действительно важно для жизни я получил из самообразования.
Вузовские знания не пригодились ваАаще, понял что лажа быстро и после 3 го семетра бросил эту хрень.
Все знакомые кто закончил ВУЗ - "учились" только для диплома и заняты не по специальности.
sergei_borodin
26 фев, 2015 09:37 (UTC)
Re: каждому своё
Ну, это потому, что задача ВУЗа - это не "дать сумму знаний", а научить думать.

Re: каждому своё - jiross - 26 фев, 2015 10:25 (UTC) - Развернуть
Re: каждому своё - jiross - 26 фев, 2015 12:14 (UTC) - Развернуть
Re: каждому своё - jiross - 26 фев, 2015 13:38 (UTC) - Развернуть
Smawer Freeman
26 фев, 2015 12:27 (UTC)
Слепые о яркости солнца
Если нам не лукавить, то каждый признает, что физики-ядерщики или ракетчики-макетчики не способны построить ни свою жизнь, ни свое дело (подчеркиваю - ДЕЛО, а не БИЗНЕС). Дело в данном случае - это последовательное достижение своей индивидуальной мечты.
Недоучет психологии, отсутствие знаний социальной педагогики, догматический мусор в голове делает свое "черное" дело.
Через меня с начала моей работы на ниве консультационных услуг для бизнеса прошли все категории советских специалистов. Иллюзии доказать им что-то или помочь им в чем-то рассеялись в 2008 году.
Легче их всех списать в утиль (жизнь это уже делает).

Поэтому вынужден согласиться с Е.В. Образование СССР поможет только Северной Корее стать ... еще Севернее :)
yeltsin_ist
26 фев, 2015 12:43 (UTC)
Re: Слепые о яркости солнца
Правильно, в бизнесе физику-ядерщику делать нечего.

Желающие заниматься ядерной физикой или конструированием ракет люди свалили в Германию или США. Туда, где понимают, что от них не надо требовать "учёта психологии" или "знания социальной педагогики".

Человек мечтал конструировать ракеты - он этого достиг. И пусть конструирует, не отвлекаясь на то, что больше нужно директору КБ.

Edited at 2015-02-26 12:44 (UTC)
Re: Слепые о яркости солнца - (Анонимно) - 27 фев, 2015 05:13 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
shel_gilbo
26 фев, 2015 14:20 (UTC)
да, опечаток в тексте дохрена
(Удалённый комментарий)
(без темы) - cran_berry - 28 фев, 2015 16:58 (UTC) - Развернуть
roman_rogalyov
26 фев, 2015 14:45 (UTC)
Увы, всё именно так и есть.
vlad_pu
26 фев, 2015 16:11 (UTC)
Более зашуганных и опущенных двуногих организмов, чем на Западе трудно где найти. они не то что начальнику, своему товарищу свое личное мнение не выскажут.
Идеальные рабы.

Советский человек с ними и рядом не стоял. На профкоме или партсобрании любой хмырь мог легко раком поставить любого партийного боса.

Так что пусть Гильбо не крутит наждак.
И ежу видно как Евгений Витальевич запуган и боится лишнего слова сказать поперек политики вашингтонского обкома.
shel_gilbo
26 фев, 2015 17:06 (UTC)
Ну и зрение нынче у ежей
(без темы) - cran_berry - 28 фев, 2015 16:47 (UTC) - Развернуть
jiross
26 фев, 2015 17:37 (UTC)
на дурака не нужен нож , ему ты песенку споёшь и делай с ним что хошь...
- это гениальную сентенцию ещё не разбирали на школе ссути
а потому у заводных ежей Кургиняна - мЫшление от слова мЫшь

Edited at 2015-02-26 17:37 (UTC)
aslaf
26 фев, 2015 18:34 (UTC)
Уточню- яйцеголовые то же нужны
Текст хороший.
Единственное уточню- некоторое количество малопрактичных, но "яйцеголовы"х умников то же обязательно нужно.
Их правда нужно немного, но они действительно должны быть о-очень яйцеголовые.)))
Так для прорыв ЮКореи в хай-таке оказалось достаточно всего одного такого ВУЗа.

a011kirs
26 фев, 2015 19:25 (UTC)
Если создать попов больше, чем приходов, то религиозны
"Система образования" - штука сословная. Доступность образования автоматически снижают качество знаний (равнение на отстающего).Сталин про это знал. Поэтому проекты "атомная бомба" и "космос" - продукт бесплатной семилетки и платного в/о. Его последователи про это уже не знали - и не покладая рук и не приложив ума - создали антисословное общество. Поэтому советская система образования, аттестатами о поголовном среднем образовании и дипломами о высшем, сама себе выкопала "1991 год". "Если создать попов больше, чем приходов, то религиозный раскол неизбежен!" Люди, получив дипломы о в/о, почувствовали себя неудачниками, лузерами "по жизни". Думаю, "система образования" - механизм тонкой настройки. В правильных руках определяет стабильность общественной системы.
vovadonya
26 фев, 2015 23:40 (UTC)
Так что советская система образования была ПОРОЧНА ИЗ
))))) Конечно же советская система была порочна изначально )))))) Хлебом не корми ))))) Конечно же все были в рабстве , только ошейники не выдавали )))))))))) Ну а уж если сравнить с США, то куда уж совкам до самых интеллектуальных , самых свободных , самых предприимчивых и вообще самых самых самых американцев ..... А уж международные стандарты , ооооо, мечта поэта )))))))))) Только стандарты и только международные ))))))
А я бы вспомнил слова песни Высоцкого --- ..А если туп , как дерево , родишься баобабом , и будешь баобабом тыщу лет , пока помрёшь ....и от себя добавляю---никакие тебе стандарты международные , никакие тебе дипломы и никакие тебе разглагольствования автора не помогут(далее снова читай слова песни) ))))))) Мы читаем статейки shel_gilbo регулярно , но чисто для поднятия настроения , как будто смотришь комедию Тупой и еще тупее ... Наверное испорчен советским образованием ))))) Не , пусть пишет , конечно , только пора вносить хоть немного здравого смысла .... А инвалиды умственного труда готовятся во всём мире , а все потому , что управление осуществляют инвалиды умственного труда . Я бы даже сказал - упыри ... Так что автору желаем и дальше умничать в том же духе ))))) Нам нравится ))))
shel_gilbo
26 фев, 2015 23:46 (UTC)
Re: Так что советская система образования была ПОРОЧНА
а если попытаться самому что- то сделать в реале, а не пытаться поднять себя в собственных глазах, героически облаивая ЕВ?
Ну... не знаю... - retir_ed - 1 мар, 2015 15:02 (UTC) - Развернуть
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 100 комментариев — Оставить комментарий )

ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ

Освоение архива вопросов и ответов по личностному росту гарантирует ежедневное изменение Ваших отношений с реальностью к лучшему.
Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Метки

Разработано LiveJournal.com
Дизайн Jamison Wieser