?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Итак, Черубина де Габриак. В этой истории есть реальный исторический персонаж - некая выпускница женских курсов Елизавета Ивановна Дмитриева, немолодая, не слишком привлекательная и несчастливая особа, обладающая истеричным характером. Впрочем, хотя дама с таким именем по паспорту и существовала, её биография - некий истерический фейк с фантазиями о поездках в Париж, учении в Сорбонне и тому подобных радостях. Впрочем, фантазии для той эпохи совершенно стандартные. Впечатление от общения с дамами эпохи Фицджеральда несколько позже исчерпывающе изложил Александр Вертинский:


Разве можно от женщины требовать многого?
Вы так мило танцуете, в Вас есть шик!
Но от Вас и не ждут поведения строгого,
Никому не мешает Ваш муж - старик.

Только не надо играть в загадочность,
И делать из жизни лё вин трист...
Это все чепуха, да и Ваша порядочность
Это тоже кокетливый фиговый лист.

Вы несомненно с большими данными:
Три-четыре банкротства - приличный стаж.
Вас воспитали чуть-чуть по-странному,
Я б сказал европейски: фокстрот и пляж.

Я Вас понимаю, я Вам так сочувствую,
Я готов разодраться на сто частей...
В восемнадцатый раз я спокойно присутствую
При одной из обычных для Вас смертей.

Я давно уже выучил все завещание
И могу повторить в любой момент:
Фокстерьера Люлю отослать в Испанию,
Где живет Ваш любовник... один студент.

Ваши шляпки и платья раздать учащимся,
А де су сдать в музей прикладных искусств,
А потом я и муж - мы вдвоем - потащимся
Покупать Вам на гроб сиреневый куст.

Разве можно от женщины требовать многого?
Там, где глупость - божественна, ум - ничто.



Впрочем, справедливости ради следует заметить, что Дмитриева при всех своих истерических фантазиях, всё же была женщиной трудящейся и трудолюбивой. Там был не фокстрот и пляж, а тяжёлая и добросовестная учёба и работа, в том числе и после революции - по педагогической специальности, как и положено бестужевке. И пропаганда самых гуманистических, и, как показала дальнейшая история, прогрессивных педагогических идей вальдорфской школы.  Поэтому с её стороны фантазии были скорее данью времени и моде, желанием вписаться в богемную тусовку.

[Нажмите, чтобы прочитать]


Поэтому Дмитриева не ограничилась фантазиями на свой счёт, но и сочинила себе вторую личность - Черубина де Габриак.  Потомок аристократического испанского рода, волею судеб заброшенная в Россию, несчастная и таинственная...

Не буду пересказывать биографию - стандартный набор дамских истерических фантазий - но богема петербургского серебряного века не только приняла, но и пожелала свято уверовать в фантазии  серой мышки с бестужевских курсов, вольнослушавшей курс старофранцузского языка в питерском же университете.

Впрочем, кое у кого появились на Черубину планы. И поэтому нашлось, кому подтвердить её дивную биографию. К примеру, Николай Гумилёв рассказывал, как познакомился с Черубиной ещё в Париже, до того, как судьба забросила её в Россию. Когда же мистификация раскрылась, тот же Гумилёв уже подтверждал, что познакомился в Париже с Дмитриевой, которая на самом деле там бывать никак не могла. Впрочем, Гумилёв утверждал много чего противоречивого, виляя с каждым очередным поворотом мистификации или же, наоборот, от мистификации отмежёвываясь.

Впрочем, главным дирижёром мистификации оказался вовсе не Гумилёв, но Максимилиан Волошин, хотя принял участие и Валерий Брюсов, а под подозрение попали и другие поэты.  Факт, что поначалу уважаемые господа решили превратить фейковую дамочку в брэндоносителя (наподобие Рембо для Верлена - в этом кругу подоплеку той истории явно знали или вычислили) и публиковать под её именем свои стихи. Брюсов и Гумилёв сочиняли стилизации или подсовывали свои стихи, которые почему-то не желали печатать под своим именем. Только вот дамочка оказалась не Артюром Рембо.

Дело в том, что Дмитриева не была ни дурой, ни пустым местом. Игра в модерн ей нравилась, ибо позволяла быть в центре общественного внимания, но быть бесплотной тенью Черубины ей никак не хотелось. А тем более ширмой псевдонима для маститых поэтом. Если уж псевдоним - то для себя.  Наличие амбиций у питерской дворянки сильно отличало её от деревенского мальчишки Артюра, которого Верлен наверное и не спрашивал, хочет ли он быть ширмой литературной мистификации, ибо это было за пределами его понятий.

Итак, Дмитриева захотела быть Черубиной сама. То есть сама быть хозяйкой Черубины и выйти в свет уже как Лиза Дмитриева, поэтесса с мистическим псевдонимом. Поэтому она объявила, что готовится к каминг ауту.

Реакция на это была разная. Брюсов ушёл в тень. Гумилёв, считавший, что из Лизочки такая поэтесса, как из него фараон, поделился с нею этим своим убеждением, а вот Макс Волошин воспринял желание как вполне естественное и углядел у Лизочки достаточный талант, чтобы претендовать на самостоятельное, пусть и скромное, место в литературном процессе. А значит, посчитал себя обязанным этому посодействовать.

И тогда Волошин стал Лизочку учить. И Лизочка стала писать. Не так хорошо, как Брюсов, Волошин или Гумилёв. Зато искренне. И вот поди теперь разбери, где в стихах Черубины де Габриак стилизации маститых поэтов, а где стихи самой лизочки. Иногда рука Брюсова видна очевидно. Иногда - рука Гумилёва. Иногда очевидно видна манера второразрядной поэтессы. А вот когда видна рука Волошина - поди разбери, своё ли он тут пристроил ещё в период мистификации, или же правил её незрелые вирши, или же она сама усвоила его манеру в процессе тесного общения и интенсивного ученичества в Коктебеле?

Да и где в этой истории кончается мистификация и начинается реальность? Биография то Дмитриевой мистифицирована не хуже биографии Черубины, а Гумилёв подтверждал любые ея фантазии, да и умело придавал им форму, в которую склонна была поверить литературная публика.

Но впрочем, эта история выглядит совершенно невинной, ибо никаких целей, кроме собственно игры в модерн её участники не преследовали. Но бывают мистификации, которые берутся на вооружение целыми государствами и превращаются в столп государственной идеологии, а оттого становятся сенсационными и острополитическими.


Такова следующая наша героиня: Леся Украинка.

(продолжение следует)
Buy for 30 tokens
***
...

Комментарии

( 6 комментариев — Оставить комментарий )
zinoviev_alex
22 фев, 2015 10:15 (UTC)
Евгений Витальевич, как вы объясните мотивацию данного организама, добровольно перебежавшего к бандеровцам у которых его может ожидать только газовая камера с крематорием?



Конечно, смотреть тяжело. Иногда противно. Однако, как нас учат либералы, есть в этом сермяжная горькая правда. В которой сила, брат.

Мы видим, как холеный, сытый фашист, полностью довольный своим прочным положением в своей фашисткой иерархии (пушки очень далеко пока) - разговаривает с полезным недочеловеком. Жалким, суетливым шнырем. Лениво допрашивает ариец это дрянцо. "А не стукачок ли ты эфэсбэшный?" Ну, и все в таком духе. С обязательным: "Да не трясись ты так, дурилко. Ты пока нам нужен. Может быть. А может, грохнем сейчас прямо у лавры, а? Саечка за испуг".

А шнырь торопливо рассказывает всем, что и он фашист, и он пострадал за фашистское дело. Призывал резать и убивать, ватное быдло, не зря за ним гоняются. Готов лично. Всегда готов.

И презрительный взгляд журналиста. "Ты? Готов? Такая слякоть? Ох ты ж, с каким навозом по работе приходится..."

Трагический фарс. Не пропустите.
(Анонимно)
22 фев, 2015 11:51 (UTC)
А что если....
Эти статьи возможно никакой не Гильбо пишет... Это парень короткостриженный из качалки создал себе когда-то образ дуболома и теперь его по другому никто не воспринимает, а у него на самом деле тонкая ранимая душа и глубокий внутренний мир. И тогда этот качок поставил на аватарку фотку умного дяди в очках с толстой оправой и вещает от его имени. Вполне ведь может такое быть...
shel_gilbo
23 фев, 2015 13:55 (UTC)
Re: А что если....
Через две недели на Канарах семинар

http://gilbo.ru/?page=tenerife2015

Приезжай - увидишь Гильбо в натуре
vlad_pu
22 фев, 2015 16:07 (UTC)
чудовищнаяСилаПутинщины
На Западе отлично понимают, что перед ними не переодетые солдаты РФ, а совершенно отдельная армия нового типа. В каких-то моментах гораздо более закаленная и уверенная в себе. В Пентагоне должны быть в шоке - теперь у Путина не одна армия, а целых две, причем пока главная стоит на страже глобального мира, другая лупит поджигателей войны.
Smawer Freeman
22 фев, 2015 18:32 (UTC)
Re: чудовищнаяСилаПутинщины
Броня крепка и танки наши быстры...
Где-то мы уже это слышали. Не напомните - в каком году? А заодно напомните сколько человек заплатили за этот оптимизм, критинизм и очковтирательство?
(Анонимно)
22 фев, 2015 21:49 (UTC)
Re: чудовищнаяСилаПутинщины
Какое это имеет отношение к литературным мистификациям?

Иди, дрочи в другом месте на своего пупкина.
( 6 комментариев — Оставить комментарий )

ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ

Освоение архива вопросов и ответов по личностному росту гарантирует ежедневное изменение Ваших отношений с реальностью к лучшему.
Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Метки

Разработано LiveJournal.com
Дизайн Jamison Wieser