?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Итак, что же заставило Верлена приписать лучшие свои стихи, вершину собственного творчества и вершину французской поэзии своему юному любовнику и навсегда остаться вторым, а не первым номером французской поэзии - в тени собственной литературной мистификации?

Ответа на этот вопрос мы никогда не узнаем. Потому что никто этого вопроса Верлену не задал. Никто не подверг сомнению официальную версию этой истории, исходящую от самого Верлена. Все предпочли поверить, что юный деревенский мальчик приехал в Париж половить счастья, написал самые яркие стихи фарнцузской поэзии (и ни одного плохого стихотворения), после чего исчез и забыл, как надо писать стихи, навсегда. И даже чудесные обретения Верленом новых стихов бывшего любовника, найденных им через много лет неизвестно где, вопросов у публики не вызывали. Артюр стал реальностью.

***

Верлен и Рембо стали нарицательной парой эпохи декаданса. Настолько нарицательной, что сравнение с ними стало общим местом в прессе начала прошлого века. К примеру, пару Клюева и Есенина петербургские издания величали не иначе, как "наши Верлен и Рембо", хотя при внешней схожести отношений они вовсе не были похожи. И Петербург серебряного века не был Парижем декаданса, хотя и пытался подражать ему. И Есенин вовсе не был неотёсаным деревенским парнем, хотя и изображал сей имидж по совету того же Ключева: выпускниками университета ты столицу не удивишь, а вот когда "ведь мы его того-с, навозом..." - это уже ново, свежо, и пахнет чем то посконно ля рюсским.

Да и отношения Есенина и Клюева не были столь бурными, как отношения Рембо и Верлена. Разве что истерики Клюева, когда его сожитель, заскучавший от суровой мужской любви, убегал по кабакам и по бабам, а Клюев ложился поперёк прихожей, и Серёжа перепрыгивал его и тикал из дома. Хотя подобные истории и были находкою для богемной прессы, но ничего похожего на дуэли и огнестрельные раны французской пары тут не было и близко.

И самое главное - стихов за Есенина Клюев, разумеется, не писал.

[Нажмите, чтобы прочитать]


Есенин был поэтом настоящим, верленовского масштаба. Но вот биография его по большей части фейк. И автор этого фейка - он сам.

Во многом есенинская работа на имидж была уступкой требованиям рынка, но мистифицировать свою биографию ему ещё и нравилось.  Имидж крестьянского поэта "от сохи" был работой на потребу богемной пулики в той же мере, как и имидж Распутина.  После революции тот же имидж, но уже с некоторой модернизацией, уже был работой на сотрудничество с новой властью.

Представить  реального Есенина, одетого от лучших парижских хот кутюр, всегда в котелке и фраке, истинного дэнди среди крестьян?

"К черту я снимаю свой костюм английский.
Что же, дайте косу, я вам покажу —
Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий,
Памятью деревни я ль не дорожу?"

Это для кого писано? Это - работа на имидж. Как и фейковый роман с известной танцовщицей, нужный обоим для имиджа. Как и постановочные скандалы в местах скопления прессы - что то типа прогулок Сальвадора Дали в парижском метро с муравьедом на поводке.

Как и анекдот о том, что Есенин был алкоголиком. Как же, человек из народа, от сохи, должен пить и дебоширить, а то ещё неправильно поймут (или, что ещё хуже, правильно поймут).  Только вот реальный Есенин если и устраивал дебоши, то выпивши только для запаху - а дури и своей хватало. И стихи писал на трезвую голову, в оборудованном кабинете (даже в гостиничном номере оборудовал подобие кабинета), всегда в чистой отутюженной сорочке и тщательно шлифуя каждую строчку.

То ли дело Блок, от подражания которому Есенин когда то отталкивался, внимательно шлифовал свой стих, тяжело и трудно работая.  Блок имел прямо противоположный есенинскому имидж рафинированного интеллигента. Только вот по жизни он был противоположностью как Есенину, так и собственному имиджу.

В отличие от Есенина Блок пил. Пил он тяжело, жестоко, беспробудно. Жизнь с супругою он превратил в кошмар как дял себя и ей, так и для всех окружающих. И стихи Блок умудрялся часто писать не на трезвую голову. И писал сразу, без черновиков, и шлифовать ему было не надо.  Часто по дороге из кабака, он начинал прямо в пролётке спьяну декламировать очередной шёдёвр, и если никто из спутников не спохватывался и не записывал, то стих так и рассеивался навсегда в дымке сумрачного питерского утра.

***

Впрочем, это скорее об имиджах, а не мистификациях, но была в истории питерской богемы мистификация весьма скандальная. И имя ей Черубина де Габриак.

(продолжение следует)
Buy for 30 tokens
***
...

Комментарии

( 13 комментариев — Оставить комментарий )
eareas
21 фев, 2015 01:50 (UTC)
Евгений Витальевич.
Так что всё-таки на самом деле произошло в гостинице «Англетер»?
newspb47
21 фев, 2015 06:56 (UTC)
Об этом лучше спросить у Николая Николаевича Брауна - сына известного советского поэта. Отец Брауна-младшего хоронил Есенина и знал эту тайну. Сам Николай Николаевич отсидел большой срок за антисоветскую агитацию и пропаганду, был до этого личным секретарем у Василия Шульгина и проч. интересное.
Что же касается крестьянского происхождения Сергея Есенина, то оно бесспорно. Его не изменит никакой ревизионист. Есенин - это наше всё.

Edited at 2015-02-21 06:58 (UTC)
shel_gilbo
21 фев, 2015 14:33 (UTC)
напишу
случилось не в гостинице
eareas
21 фев, 2015 20:08 (UTC)
О как. Ждём.
apleks
21 фев, 2015 07:37 (UTC)
Можно раскрыть отдельно большой темой как индивидууму приходится притворятся в угоду среды. Например я встречал работников искусства натуралов, которым приходилось притворятся геями. Так, что напускная простоватость Есенина вполне объяснима, это конечно игра на публику. После революции многие стали "от сохи".
Гога Гошман
21 фев, 2015 10:46 (UTC)
Россия начала 20-го века..
Маяковский.... - Так же фантом или всё же реальный Поэт?

Edited at 2015-02-21 10:47 (UTC)
shel_gilbo
21 фев, 2015 14:46 (UTC)
Re: Россия начала 20-го века..
Маяковский - поэт очень крупный, масштабный. Но игра в имидж его погубила...

"...но я смирял себя, становясь на горло собственной песне..."
isobut
21 фев, 2015 12:08 (UTC)
Как, оказывается, легко ткать свой мир. И Пушкин - недоПушкин, и Есенин - недоМаяковский... Грустно. Думаю, правда в ТОМ, кто ПРАВИТ - т.е. истины - нет. Она лишь отражение разСКАЗчика. Грустно.
(Анонимно)
24 фев, 2015 14:04 (UTC)
с иллюзиями всегда грустно расставаться
Smawer Freeman
21 фев, 2015 19:33 (UTC)
По теме
Е.В., просим отдельный пост по потоп. Чтобы новые постоянные читатели поняли о чем речь.
PS. Понимаю, что каждый верит в то, что считает правдой. Думаю, у всех один вопрос - как за такой короткий промежуток времени (100-200 лет) можно напрочь стереть из памяти событие, знание о котором полностью перевернет почти все представления о мире.

Интересно, за какие грехи все быстро забыли латынь?
stanley_defaced
22 фев, 2015 12:27 (UTC)
Re: По теме
Присоединяюсь!
o_v_f
22 фев, 2015 10:52 (UTC)
Евгений Витальевич - Вы не любите Блока? А ведь это поэт первого разбора, как, впрочем, и Есенин. Разве нет? А вот Клюев - 2разбора, если не третьего (хотя, тоже много жемчужин, но помельче).

Edited at 2015-02-22 10:54 (UTC)
shel_gilbo
23 фев, 2015 13:58 (UTC)
С чего бы это я не любил Блока. Он остаётся номером 1 в Русской поэзии, но факты его биографии это не отменяет.

Когда б вы знали, из какого сора.
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
(С) Ахматова

За городом вырос пустынный квартал
На почве болотной и зыбкой.
Там жили поэты, — и каждый встречал
Другого надменной улыбкой.

Напрасно и день светозарный вставал
Над этим печальным болотом;
Его обитатель свой день посвящал
Вину и усердным работам.

Когда напивались, то в дружбе клялись,
Болтали цинично и прямо.
Под утро их рва́ло. Потом, заперши́сь,
Работали тупо и рьяно.

Потом вылезали из будок, как псы,
Смотрели, как море горело.
И золотом каждой прохожей косы
Пленялись со знанием дела.

Разнежась, мечтали о веке златом,
Ругали издателей дружно.
И плакали горько над малым цветком,
Над маленькой тучкой жемчужной…

Так жили поэты. Читатель и друг!
Ты думаешь, может быть, — хуже
Твоих ежедневных бессильных потуг,
Твоей обывательской лужи?

Нет, милый читатель, мой критик слепой!
По крайности, есть у поэта
И ко́сы, и тучки, и век золотой,
Тебе ж недоступно всё это!..

Ты будешь доволен собой и женой,
Своей конституцией куцой,
А вот у поэта — всемирный запой,
И мало ему конституций!

Пускай я умру под забором, как пёс,
Пусть жизнь меня в землю втоптала, —
Я верю: то Бог меня снегом занёс,
То вьюга меня целовала!

(С) Блок
( 13 комментариев — Оставить комментарий )

ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ

Освоение архива вопросов и ответов по личностному росту гарантирует ежедневное изменение Ваших отношений с реальностью к лучшему.
Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Метки

Разработано LiveJournal.com
Дизайн Jamison Wieser