?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Сегодня меня познакомили со статьёй Дмитрия Быкова, которого отрекомендовали как известного московского литературоведа, фамилия которого на слуху у зрителей телеканалов РФ. Затем я вспомнил, что читал когда-то стихи этого уважаемого автора, а также, что он работает учителем литературы в школе, что несомненно вызывает уважение.

Уважаемый литературовед проводит в статье оригинальную идею, что все участники процесса разворачивания войны в Донбассе имеют некое отношение к литературному процессу. В моём случае он приводит в качестве аргумента некий фантастический романчик, написанный мной в качестве пробы пера в довольно юном возрасте и делает из него выводы о моей нынешней деятельности и позиции.

Хотя взгляды, социальное положение и интересы у людей могут меняться с десятилетиями, но вряд ли стоит литературоведу предъявлять требование понимания столь сложных моментов. Поэтому скажу только о том, что меня удивило в господине Быкове как литературоведе. Это – его профессия, поэтому как раз его метод обсудить имеет смысл.

[Нажмите, чтобы прочитать]
Я, конечно, рад, что среди моих читателей есть уважаемые московские литературоведы. Я даже сам просмотрел романчик, чтобы вспомнить, о чём там шла речь. И обнаружил, что господин Быков допускает странный для добросовестного литературоведа ход.
Привожу его цитату из http://www.novayagazeta.ru/society/64337.html:

Евгений Гильбо — тоже политолог (по его заявлениям, во всяком случае) и тоже в прошлом фантаст, автор цикла «Приключения космического рейнджера». Уровень этого текста вполне соответствует его названию, но любопытные проговорки содержатся и здесь. На несчастной планете Гондор захватили власть коварные ученые под руководством Зорана — рационалиста, прагматика и сторонника европейских ценностей. Европейская цивилизация вообще была ненавистна раннему Гильбо: «Спустя две тысячи лет в Европе идея о том, что разум превыше всего, родилась вновь. Ее адепты четыре столетия атаковали религию и культуру, разрушали все устои человеческого существования. Они выдвинули программу переоценки ценностей, посчитав, что чисто умозрительно можно придумывать новые ценности взамен тех, что были созданы всем человечеством за всю историю, даны богом. Они провозгласили, что каждый может сам творить свое добро и свое зло. А потом они пришли к выводу, что познание не самоцель, что дело заключается не в том, чтобы познать мир, но чтобы изменить его по своему рациональному плану. Вот зачем нужно познание. Для такого изменения не должно быть ограничений — считали они, — не надо ни перед чем останавливаться. Так началась на Земле эпоха Агрессии Разума — самая страшная из всех эпох».

Оставим странное утверждение, что я заявлял себя политологом. Понятно, что доказательств своей фантазии г-н Быков привести не сможет, но и я на него в суд не подаю, так что сочтём эту маленькую недобросовестность просто стилем издания, где напечатана статья. Но вот его позиция как литературоведа…

Текст этот взят из эпизода спора между двумя учёными – философом и руководителем крупной научно-технической корпорации. Каждый из них излагает в этом эпизоде свою позицию, и эти позиции отражают варианты политического дискурса 80-х годов в СССР. Таких эпизодов споров в романчике несколько, философ спорит с разными оппонентами. Представление разных точек зрения вполне естественно для того, чтобы дать объёмную и неоднозначную картину взаимоотношений и реальности.

При этом оба спорящих в данном эпизоде не являются главными героями произведения, а сам главный герой вообще военный и поэтому в тонкостях философских споров разбираться у него нет ни времени ни желания, так что кроме идеи, что если ввести присягу для гражданских, может у них после этого пропадёт желание изменять Родине, никаких выводов из спора не делает.

Вопрос – почему прочитав полифонический текст с остро дискутирующими героями господин Быков решил, что аргументы одного из героев отражают позицию автора? Как можно прочитать текст и не понять его ДО ТАКОЙ СТЕПЕНИ?
Так же непонятно, почему господин Быков посчитал Зорана сторонником «европейских ценностей»? Вышеприведённых аргументов он не опровергает и лепит в ответ своё. Если сформулированное Зораном считать европейскими ценностями, то у нас с господином Быковым о них представление разное. Наверное потому, что я живу в Европе, а он в Москве.

Как получилось, что не слишком глубокий по содержанию и очень простым языком написанный текст оказался столь сложным для современного московского литературоведа? Откуда такая ходульность, прямолинейность восприятия? Откуда стремление к тоталитаризму, желание видеть в позиции любого второстепенного героя самовыражение автора?

А ведь Дмитрий Быков имеет репутацию далеко не последнего специалиста по современной литературе. На примере его фиаско с восприятием и анализом столь простого текста мы можем оценить общий уровень современного российского литературоведения. И оценка эта получается весьма удручающей.
Buy for 30 tokens
***
...

Комментарии

( 26 комментариев — Оставить комментарий )
jack_8888
18 ноя, 2014 01:31 (UTC)
Так это оказывается литературовед...
А я думал это тролль какой то средней руки,решил попробовать себя в новой ипостаси.
Литература , и не только фантастика, всегда имела описанный им эффект.
Только эффект этот обычно прямо противоположного свойства, по скольку заставляет мыслить.
Конечно это не относится к заказным халтурам журношлющек. Там эффект как раз такой как и описал Быков.
Бытие определяет сознание.
a011kirs
18 ноя, 2014 03:36 (UTC)
Не встречал ни одного человека, который прочитал хотя бы одно произведение писателя Быкова от корки до корки, бросали на половине.
pr_maslennikov
18 ноя, 2014 04:08 (UTC)
Как отзывается-то ваш роман! Почти классика:)
utgard_loky
18 ноя, 2014 05:36 (UTC)
"Вопрос – почему прочитав полифонический текст с остро дискутирующими героями господин Быков решил, что аргументы одного из героев отражают позицию автора? "

На самом деле определить какие аргументы отражают позицию автора довольно просто. Задача уровня студентов первых курсов. Вы тоже справитесь если соответствующие образование получите.
(Анонимно)
18 ноя, 2014 06:38 (UTC)
Про настоящее
Евгений Витальевич, если по -ближе к текущей ситуации. (быков не интересен)... Что ныне происходит в РФии? Корпорации уже валят сырьевых компрадоров, судя по Вашим раскладкам из "Постиндустриального перехода". Кто будет в выигрыше, в каких регионах эти процессы будут происходить на перспективу позитивно?
shel_gilbo
18 ноя, 2014 13:22 (UTC)
Re: Про настоящее
данный пост то о Быкове
по другим темам будут дальше
erohin.oneid.ru
18 ноя, 2014 08:45 (UTC)
Дмитрий Быков (в девичестве Зильбертруд) имеет репутацию литературно-номенклатурного еврея, выполняющего главную задачу: занимать своей толстой задницей место и никого не пропускать.

из таких, как он, состоят разнообразные комитеты и жюри, присуждающие разнообразные премии разнообразным произведениям, которые потом никто не читает.
shel_gilbo
18 ноя, 2014 13:22 (UTC)
а кого он и куда не пропустил своей толстой задницей?
erohin.oneid.ru
18 ноя, 2014 13:57 (UTC)
хороший вопрос. все равно что спросить у абортницы "как вы думаете, кем бы стал ваш ребенок, когда вырос ?"

предлагаю сделать наоборот: посмотреть на тех, кому он протежировал. и на ихнюю нетленку.

ps: сам я за официозным лит.процессом не очень слежу, больше читаю всякий трэш и графоманию.
shel_gilbo
18 ноя, 2014 19:19 (UTC)
то есть фактов нт, но есть мнение?
из всего сказанного Вами о Быкове факт только один - толстая задница. Видно это то, на что вы обращаете внимание в первую очередь. Остальное- эротические фантазии.
erohin.oneid.ru
18 ноя, 2014 22:10 (UTC)
факты есть, но я думаю "а стоит ли ?"

серия о Горбачеве показывает, что неудобные факты вы успешно игнорируете, а гомосексуальные фантазии неинтересны мне.

если непонятно: толстой задницей можно сделать много чего, например перекрыть доступ к кассе.

это делается так (факт номер 1):

2004 — Международная литературная премия имени А. и Б. Стругацких за роман «Орфография»;
2005 — 50 самых ярких дебютов в прозе начала третьего тысячелетия по версии газеты «Литературная Россия» за роман «Оправдание»[33];
2006 — Международная литературная премия имени А. и Б. Стругацких за роман «Эвакуатор»;
2006 — премия «Бронзовая улитка» за роман «Эвакуатор»;
2006 — премия «Национальный бестселлер» за книгу «Борис Пастернак»;
2006 — премия «Большая книга» за книгу «Борис Пастернак»;
2007 — Международная литературная премия имени А. и Б. Стругацких за роман «ЖД»;
2007 — финалист премий «Большая книга» и «Национальный бестселлер» (роман «ЖД»);
2008 — премия «Портал» за рассказ «Отпуск»;
2009 — премия «Бронзовая улитка» за роман «Списанные»;
2011 — премия «Портал» за роман «Остромов, или Ученик чародея»;
2011 — премия «Национальный бестселлер» за роман «Остромов, или Ученик чародея»;
2012 — финалист Бунинской премии (книги стихов: «На самом деле», «Отчёт: стихотворения, поэмы, баллады»);
2013 — Международная литературная премия имени А. и Б. Стругацких за роман «Икс».
erohin.oneid.ru
18 ноя, 2014 22:14 (UTC)
факт номер 2
премия "Нацбест", 2007 год

Победитель: Илья Бояшов за роман «Путь Мури»

Шорт-лист:
Вадим Бабенко «Чёрный пеликан»;
Илья Бояшов «Путь Мури»;
Дмитрий Быков «ЖД»;
Владимир Сорокин «День опричника»;
Людмила Улицкая «Даниэль Штайн, переводчик»;
Лена Элтанг «Побег куманики».

Длинный список содержал 56 произведений.

Жюри: Василий Бархатов, Дмитрий Быков, Илья Лазерсон, Михаил Леонтьев, Яна Милорадовская, Анфиса Чехова;
Почётный председатель — Сергей Васильев.

интерпретация: еще чуть-чуть, и премию удалось бы выдать самому себе.
erohin.oneid.ru
18 ноя, 2014 22:27 (UTC)
факт номер 3
ru-bykov точка livejournal точка com/397446.html

интересна ваща точка зрения, прошу прокомментировать.
shel_gilbo
19 ноя, 2014 02:22 (UTC)
Re: факт номер 3
а нормально написать ссылку? эта не работает
erohin.oneid.ru
19 ноя, 2014 05:26 (UTC)
Re: факт номер 3
жж-антиспам не пропускает мои ссыоки в нормальном виде.
пробуйте еще раз
clck точка ru/9MsRb
shel_gilbo
19 ноя, 2014 13:57 (UTC)
Re: факт номер 3
да уж... коммунальная склока с гинекологом на многабукафф - это сильно...
erohin.oneid.ru
19 ноя, 2014 18:36 (UTC)
Re: факт номер 3
мелко.
коммунальные склоки для богемы норма жизни (тут вырисовывается тема - почему богема успешно вылезла в мэйнстрим, но это на потом).

вы же психоанализм в молодости занимались, и классикой и адлеровским ? так напрягите мозг - какой сорт людей:
а) любит играться в экскременты
б) не стесняется об этом рассказывать на весь Интернет, от своего имени.

и каковы типовые сценарии у таких людей по взаимодействию с реальностью ? я напряг фантазию, но массированное получение лит.премий в сценарии как-то не прогнозируется.
dmtb15
18 ноя, 2014 17:38 (UTC)
…..репутацию литературно-номенклатурного еврея
Евреи это те люди, которые признают власть Единого Б-га над собой, делают обрезание и соблюдают Шаббат.
Соответственно, те представители еврейского Народа, которые отрицают власть Единого Б -га над собой, не следуют завету обрезания, и не соблюдают Шаббат, называются «макаревичами».
jiross
18 ноя, 2014 09:24 (UTC)
Популярный жанр и поле для троллинга :)

Кургинян точно так же упражняется в "Смысле игры" выводя из рассуждений о деятельности интересующих или задевающих его лиц - некий более крупный субъект - Актор - чертя свой чертёж на доске.

Полагаю что литературовед Быков просто сделал что-то подобное.

Мотивом могло быть даже то - что Евгений Гильбо написал несколько статей расходящихся с официозом Министерствам правды и размещённых у Прохватилова в Новых Ведомостях.
Тут и Прохватилова вдели в "заговор писателей".

Можт это и метод, а можт просто игра для интеллигентного троллинга "мыслепреступников".
А как ещё с ересью бороться ?!



Edited at 2014-11-18 14:57 (UTC)
truth_ministry
18 ноя, 2014 13:49 (UTC)
Неужели Вы стали настолько мешать, что вас Вас уже начали мочить в новой газете?
a_v_klim
18 ноя, 2014 16:19 (UTC)
Не знаю Быкова, как литературоведа. Но ранние стихи у него классные. Настоящие, подлинные. И то что он сегодня входит в сомнительные тусовки и пишет конъюнктурные статьи уничтожило его как поэта. И это очень горько. И все же... Я не знаю более точного поэтического описания времени, которое мы пережили, чем "Сумерки империи" Дмитрия Быкова:

Мы застали сумерки империи,
Дряхлость, осыпанье стиля вамп.
Вот откуда наше недоверие
К мертвенности слишком ярких ламп,
К честности, способной душу вытрясти,
К ясности открытого лица,
Незашторенности, неприкрытости,
Договоренности до конца.

Ненавидя подниматься затемно,
В душный класс по холоду скользя,
То любил я, что необязательно,
А не то, что можно и нельзя:
Легкий хмель, курение под лестницей,
Фонарей качание в окне,
Кинозалы, где с моей ровесницей
Я сидел почти наедине.

Я любил тогда театры-студии
С их пристрастьем к шпагам и плащам,
С ощущеньем подступа, прелюдии
К будущим неслыханным вещам;
Все тогда гляделось предварением,
Сдваивалось, пряталось, вилось,
Предосенним умиротворением
Старческим пронизано насквозь.

Я люблю район метро "Спортивная",
Те дома конца сороковых,
Где Москва, еще малоквартирная,
Расселяла маршалов живых.
Тех строений вид богооставленный,
Тех страстей артиллерийский лом,
Милосердным временем расплавленный
До умильной грусти о былом.

Я вообще люблю, когда кончается
Что-нибудь. И можно не спеша
Разойтись, покуда размягчается
Временно свободная душа.
Мы не знали бурного отчаянья --
Родина казалась нам тогда
Темной школой после окончания
Всех уроков. Даже и труда.

Помню -- еду в Крым, сижу ли в школе я,
Сны ли вижу, с другом ли треплюсь --
Все на свете было чем-то более
Видимого: как бы вещью плюс.
Все застыло в призрачной готовности
Стать болотом, пустошью, рекой,
Кое-как еще блюдя условности,
Но уже махнув на все рукой.

Я не свой ни белому, ни черному,
И напора, бьющего ключом,
Не терплю. Не верю изреченному
И не признаюсь себе ни в чем.
С той поры меня подспудно радуют
Переходы, паузы в судьбе.
А и Б с трубы камнями падают.
Только И бессменно на трубе.

Это время с нынешним, расколотым,
С этим мертвым светом без теней,
Так же не сравнится, как pre-coitum
И post-coitum; или верней,
Как отплытье в Индию -- с прибытием,
Или, если правду предпочесть,
Как соборование -- со вскрытием:
Грубо, но зато уж так и есть.

Близость смерти, как она ни тягостна,
Больше смерти. Смерть всегда черства.
Я и сам однажды видел таинство
Умирания как торжества.
Я лежал тогда в больнице в Кунцево,
Ждал повестки, справки собирал.
Под покровом одеяла куцего
В коридоре старец умирал.

Было даже некое величие
В том, как важно он лежал в углу.
Капельницу сняли ("Это лишнее")
И из вены вынули иглу.
Помню, я смотрел в благоговении,
Как он там хрипел, еще живой.
Ангелы невидимые веяли
Над его плешивой головой.

Но как жалок был он утром следующим,
В час, когда, как кучу барахла,
Побранившись с яростным заведующим,
В морг его сестра отволокла!
Родственников вызвали заранее.
С неба лился серый полусвет.
Таинство -- не смерть, а умирание.
Смерть есть плоскость. В смерти тайны нет.

Вот она лежит, располосованная,
Безнадежно мертвая страна --
Жалкой похабенью изрисованная
Железобетонная стена,
Ствол, источенный до основания,
Груда лома, съеденная ржой,
Сушь во рту и стыд неузнавания
Серым утром в комнате чужой.

Это бездна, внятная, измеренная
В глубину, длину и ширину.
Мелкий снег и тишина растерянная.
Как я знаю эту тишину!
Лужа замерзает, арка скалится,
Клонятся фонарные столбы,
Тень от птицы по снегу пластается,
Словно И, упавшее с трубы.
shel_gilbo
18 ноя, 2014 19:23 (UTC)
Н-да-с... Подражание Симонову детектед... Но затянуто гораздо больше, чем даже у Симонова. Можно на три нормальных стихотворения разбить.
utgard_loky
19 ноя, 2014 02:34 (UTC)
Дык... У молодого неопытного поэта украдено.
А молодые поэты все начинают с подражаний.
(Анонимно)
19 ноя, 2014 10:41 (UTC)
При написании своей статьи Быков просто взял тему "Кто из участников и комментаторов текущих событий писал фантастику" и Е.В. просто попали в этот текст по причине наличия фантастического рассказа.
shel_gilbo
19 ноя, 2014 13:58 (UTC)
Что значит взял тему - это было школьное сочинение и темы спустил РОНО?
( 26 комментариев — Оставить комментарий )

ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ

Освоение архива вопросов и ответов по личностному росту гарантирует ежедневное изменение Ваших отношений с реальностью к лучшему.
Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Метки

Разработано LiveJournal.com
Дизайн Jamison Wieser